Через несколько дней у Флота России будет снова повод для торжеств. Командование Военно-морского флота и Северного флота собираются в праздничной обстановке официально передать по своему прямому назначению новую атомную подводную лодку. Субмарина "Гепард" длиной 110 метров, имеющая на борту 28 ракет и экипаж из 73-х человек, является "самой быстроходной и бесшумной подводной лодкой в мире", - хвастается перед всем миром на верфи "Севермашпредприятие" Владимир Чувакин. Со стапелей верфи в скором времени должны сойти также лодки "Белгород" и "Юрий Долгорукий". Новой подводной лодкой хвастаются и инженеры петербургского конструкторского бюро "Рубин", рассказывает сотрудник главного конструктора Игоря Спасского Геннадий Сорокин.
Однако россиян больше интересуют не новые подводные лодки, а разделка на металлолом старой субмарины. С начала прошлой недели, когда останки "Курска" были доставлены в сухой док, для 28-летней учительницы начальных классов Ольги Сверчковой "снова всплыли в памяти страшные картины из прошлого года".
Во вторник прошлой недели следователи военной прокуратуры оказались в числе первых внутри корпуса прежней гордости российского Флота. С той минуты работы идут на удивление быстро. Еще до начала работ генеральный прокурор Владимир Устинов пытался предостеречь родственников погибших моряков от завышенных ожиданий. По его словам, после страшных разрушений на борту найти и идентифицировать можно будет лишь немного тел погибших. Прибывшие из Москвы и Санкт-Петербурга генетики готовились к тому, что на идентификацию трупов уйдет месяц.
Однако следователи и специалисты-спасатели, которые до этого в течение трех недель отрабатывали свои действия на аналогичной "Курску" субмарине "Орел", продвинулись в своей работе значительно дальше, чем ожидалось. И это при том, что людям из-за опасной загазованности приходится работать в защитных костюмах и с кислородными баллонами, меняться каждые полчаса. Там, где находился капитанский мостик спасателям предстала картина, которую они и ожидали увидеть: взрыв в торпедном отсеке и возникший после этого пожар, раскаливший воздух до 8 000 градусов, превратил передние отсеки, как сказал генеральный прокурор, в "ад".
Тела 12-и членов экипажа спасатели подняли на поверхность из находившейся на тот момент на морском дне лодки уже через три месяца после катастрофы. Теперь спасатели извлекли 53 тела из наиболее пострадавших отсеков субмарины. Идентификация тел проходила в большинстве случае без проблем. В прошедшее воскресенье первые тела погибших моряков были доставлены военной авиацией на их родину. Среди них тело Алексея Некрасова из Курской области, именем которой была названа подводная лодка. У матери Некрасова Надежды "упал камень с сердца", когда она услышала, что еще сможет после года ожиданий похоронить своего сына.
И по оценке представителей военного командования последний этап по подъему "Курска" проходил лучше, чем ожидалось. Руководство Флота опасалось, что могут оказаться поврежденными внешние стенки стартовых шахт крылатых ракет подводных лодок. В этом случае специалистам пришлось бы выпиливать шахты вместе с 22 взрывоопасными ракетами "Гранит" из корпуса. А это было бы рискованным делом. Однако шахты оказались в порядке. Главнокомандующий Военно-морскими силами Владимир Куроедов заявил, что их можно демонтировать "как и с любой другой находящейся в эксплуатации подводной лодки". Первые ракеты были извлечены без всяких проблем.
Однако спасатели намерены, во всяком случае, так они говорят официально,
не только извлекать тела погибших моряков и ракеты. Еще до того, как спасатели поднялись на борт лодки, генеральный прокурор Владимир Устинов сказал, что он ожидает получить новый материал, например, "служебные документы, записи офицеров, относящиеся к учению, а также записки моряков". Возможно, будут демонтированы также приборы, с помощью которых велась запись переговоров на мостике и на других постах, сказал высший судебный чиновник России.
Перед прессой "не будет никаких тайн", пообещал Устинов. "Все, что касается причин трагедии, будет обязательно доведено до народа, иными словами, правда, какой она есть". Глава Военно-морского флота Куроедов поклялся провести самое тщательное расследование: "Причина гибели подводной лодки вообще никак не связана с государственной тайной. Эту причину нужно установить и назвать". Не сделать этого, было бы "для меня равносильно служебному преступлению".
Действительно, российское руководство поразило всех своей кажущейся откровенностью и в течение семи минут демонстрировало кадры, на которых запечатлены внутренности разрушенной подводной лодки. Незадолго до этого адмирал Вячеслав Попов, командующий Северным флотом, категорически возражал против показа этих кадров. Однако то, что их все же увидели, связано с тем, что впечатляющая картина разрушений может служить оправданием для Военно-морского флота, согласно версии которого, в живых из экипажа не было никого уже через несколько часов после катастрофы. Каких-либо данных о причинах трагедии они, разумеется, в себе не несли. Многие эксперты исходят из версии, что на борту лодки произошел взрыв экспериментального, работающего на жидком топливе двигателя торпеды, в результате чего произошел взрыв всего торпедного отсека, который и нанес смертельный удар по "Курску". В научной программе "Горизонт" британской радиостанции ВВС от 8 августа сообщалось об удивительном совпадении в проделанном британскими специалистами анализе обстоятельств взрывов на борту "Курска" с обстоятельствами взрыва, произошедшего 16 июня 1955 года на одной английской подводной лодке, в результате чего та затонула. И тогда причиной взрыва был двигатель торпеды.
На прошлой неделе журнал "Spiegel" подогрел интерес к версии, которая уже всплывала сразу после катастрофы: субмарину поразил по ошибке своей противолодочной ракетой флагманский корабль "Петр Великий", в результате чего взорвался торпедный отсек. В качестве доказательства журнал привел содержание некоего письма офицера спецслужбы в адрес президента Владимира Путина. Представитель последнего Сергей Ястржембский отверг возможность существования такого документа и, разумеется, ни единым словом не обмолвился о многих деталях, вызывающих вопросы. Генеральный прокурор Устинов и вице-премьер Клебанов, являющийся председателем комиссии, уверяют, что для того, чтобы узнать правду о причинах катастрофы, надо поднять со дна отделенную носовую часть лодки. Это может произойти не ранее лета 2002 года.
Российское правительство, в частности, не согласно со многими местными и зарубежными скептиками, которые сомневаются в том, что носовая часть вообще когда-нибудь будет поднята. И, тем не менее, в том, что носовая часть может прояснить истинную причину трагедии, сомневается половина из 1 500 человек, которые были опрошены фондом "Общественное мнение". Еженедельная "Новая газета" ссылается на то, что Кремль уже давно мог бы предать гласности такие документы, как план проведения учений или служебные журналы флагманского корабля "Петр Великий", если бы он был заинтересован в открытом выяснении причин трагедии. До сегодняшнего дня ни один из высокопоставленных офицеров не отстранен от должности или обвинен.
Москвичи, опрошенные на улицах города, тоже не верят, что узнают правду. То, что "Курск" был поднят со дна моря "связано не с тем, что Кремль хочет сказать правду, а с тем, что он хочет демонтировать ядерный реактор, чем успокоить заграницу относительно возможного загрязнения окружающей среды", - говорит 42-летний продавец Константин Круглов. А 44-летняя домохозяйка Татьяна Ивановна радуется за "матерей, которые теперь смогут похоронить своих сыновей. Однако правды, тем не менее, мы не узнаем. Сильные мира сего в России всегда хранили ее в своих собственных интересах".