Вашингтон, 2 ноября 2001 года. Это был исключительно короткий медовый месяц в военное время. Не прошло и месяца с начала военной кампании в Афганистане, как в Вашингтоне раздалось ворчание недовольных тем, как администрация Буша-младшего (George W. Bush) ведет свою войну с терроризмом. Несколько узнаваемых голосов даже высказывают предположения, что, по крайней мере, пока Соединенные Штаты проигрывают войну как заграницей, так и дома.
Одной из самых болезненных стала публичная критика, которая прозвучала из уст уважаемого сенатора-республиканца, героя вьетнамской войны Джона Маккейна (John McCain). В конце прошлой недели он поставил администрации в вину то, что она ведет войну "вполсилы". Пролейте слезу по загубленным невинным жизням, призвал он, и "продолжайте делать свое дело".
Даже официальные представители администрации говорили репортерам (разумеется, на условиях анонимности) о своем смятении по поводу того, как неумело правительство подходит к решению проблем, связанных с заражением людей сибирской язвой. Эти сожаления совпадают с результатами новых опросов общественного мнения, которые свидетельствуют о первой утрате доверия общественности к способности Вашингтона справиться с террористической угрозой, хотя американцы все еще демонстрируют сильную поддержку лично президенту Бушу-младшему.
"Американцы и в дальнейшем будут чувствовать, что сейчас не время сомневаться в самом президенте, - говорит Дэниел Бенджамин (Daniel Benjamin), специалист по терроризму, работавший в администрации Клинтона (Clinton). - Но все больше вопросов станет возникать в отношении его советников и того политического курса, который при нем проводится". В Афганистане критика обращена не столько против какого-то одного неверного шага, но скорее против кумулятивного эффекта множества мелких ошибок. В их числе: рейд американских спецназовцев в Афганистан дал очень ограниченные разведывательные данные; был захвачен талибами и казнен один из ключевых лидеров афганской оппозиции; авиабомбы отклоняются и поражают гражданские объекты, включая случай, когда они дважды попадали в склад "Красного Креста".
"Мы проигрываем┘ проигрываем первый раунд, - говорит журналист-международник Роберт Каган (Robert Kagan) в одной из самых откровенных на сегодняшний день оценок военной стратегии администрации США. Выступая на этой неделе на форуме в Фонде Карнеги за международный мир, г-н Каган утверждал, что, как и во Вьетнаме, "мы построили нашу стратегию, такую, как она есть, на ограничениях". Как тогда США постоянно помнили, что нужно удержать Китай от вмешательства в войну во Вьетнаме, так и теперь они в своих действиях ограничены разнообразными коалиционными и политическими соображениями, говорит он.
Далее, как заявляет г-н Каган, команда Буша-младшего неохотно идет на то, чтобы полностью задействовать во Вьетнаме сухопутные войска, хотя общественность, кажется, готова поддержать подобный шаг. Согласно опросу, который на этой неделе провели газета "The New York Times" и телекомпания CBS, 61% опрошенных американцев считает, что война в Афганистане стоит того, чтобы потерять "несколько тысяч" американских военнослужащих.
Сенатор Маккейн тоже предупреждает от слишком сильного упора на воздушную мощь. Враги Америки, сказал он на страницах "The Wall Street Journal" (номер за 26 октября), сомневаются в ее решимости использовать "всю необходимую мощь" для достижения победы. Он также не рекомендует приостанавливать военные действия во время исламского религиозного праздника Рамадан - чего Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) делать вроде бы и не собирается.
Есть и такие, кто ставит администрации в вину планирование ее политики - или отсутствие такового - для Афганистана на период после окончания конфликта. "Военное поражение талибов само по себе не будет победой┘ Нам нужен иной режим в Афганистане", - говорит Джеймс Штайнберг (James Steinberg), являвшийся заместителем советника по национальной безопасности в администрации Клинтона.
Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski), советник по национальной безопасности при президенте Картере (Carter), озабочен тем, что администрация на ходу меняет свои конечные цели. "Когда мы начинали, мы собирались разгромить "Аль-Каиду" и наказать движение 'Талибан'. Теперь, как представляется, мы ввязываемся в гражданскую войну в Афганистане, которая становится чуть ли не самоцелью. Это может стать кошмаром". Как и многие другие, он говорит, что еще слишком рано судить о том, выигрывает или нет Америка свою войну с терроризмом. Во второй мировой войне американские войска выиграли решающее сражение с японцами только через шесть месяцев после вступления в войну с Японией, а с нацистами - через 11 месяцев.
Пентагон, со своей стороны, пока что удовлетворен ходом кампании, говорит заместитель начальника оперативного управления Комитета начальников штабов США контр-адмирал Джон Штуффльбим (John Stufflebeem). На этой неделе кампания заметно активизировалась. Начаты мощные воздушные бомбардировки передовых позиций талибов на фронте севернее столицы Кабул, а также вокруг города Мазари-Шариф. В результате ударов авиации система связи и боевого управления талибов нарушена настолько, что полевым командирам с трудом удается вызвать подкрепление, сказал он на прошлой неделе. "Им крайне трудно связываться друг с другом". Эта интенсификация боевых действий является, быть может, тем самым "вторым раундом", который, по мнению г-на Кагана, так необходим.
Официальные лица США сейчас говорят о новой тактике спаривания американских военных советников с антиталибскими наземными войсками. Во время любого наступления на талибов советники, как ожидается, будут перемещаться вместе с войсками Северного альянса. Поначалу администрация Буша-младшего удерживала альянс на расстоянии, чтобы не обижать соперничающие с ним группировки оппозиционных сил на юге страны, которые когда-нибудь потребуются для формирования коалиционного правительства. Однако в настоящее время политические соображения, очевидно, уступили место военным потребностям.
На домашнем фронте нападения с использованием бацилл сибирской язвы продолжают ставить в тупик власти, пытающиеся выяснить, каким образом сумел подхватить эту заразу четвертый умерший от этой болезни - кладовщик нью-йоркской городской больницы. Эта проблема очень беспокоит американцев: 53% опрошенных газетой "The New York Times"считают, что правительство делает недостаточно, чтобы подготовиться к биологической атаке террористов.
"Усиливающаяся критика со всех сторон должно быть заботит Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.), - высказывает свое предположение Джеймс Турбер (James Thurber), политолог Американского университета в Вашингтоне. - Существует опасность, что в конечном итоге будет подорвана вера в президента, и тогда он лишится той основы, на которой зиждутся его полномочия принимать решение или множественные решения".