Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Переосмысление значения спецслужб

Двадцать лет назад √ разведка занималась расшифровкой кодов. Сегодня нужно отвечать на вопросы

Переосмысление значения спецслужб picture
Переосмысление значения спецслужб picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Процесс изменения отношения к службам разведки, особенно американским, начался 12 сентября. Поводом для обвинения стал катастрофический провал этих служб, их неспособности предугадать и предотвратить новые транснациональные угрозы. Упущение, которое я ставлю им в вину, отчасти объясняется этноцентризмом ментальности. Может ли Европеец понять радикальный ислам, можно ли его объяснить исходя из западной точки зрения?

Процесс изменения отношения к службам разведки, особенно американским, начался 12 сентября. Поводом для обвинения стал катастрофический провал этих служб, их неспособности предугадать и предотвратить новые транснациональные угрозы. Упущение, которое я ставлю им в вину, отчасти объясняется этноцентризмом ментальности. Может ли Европеец понять радикальный ислам, можно ли его объяснить исходя из западной точки зрения? Со времени падения Берлинской стены (1989) разговор в основном сосредотачивался на глобальных угрозах, в то время как мировое сообщество по сути - дезорганизовано, и не представляет собой ничего кроме относительно закрытых групп, почему спецслужбам довольно сложно в них проникать. Сегодня лучше говорить об угрозах "ассиметрии".

Начиная с 11 сентября можно констатировать влияние трех основных факторов:

- относительное исчезновение внешней военной угрозы, на смену которой приходит угроза внутренняя;

- Развитие средств связи;

- развитие мировых сетей.

Спецслужбы были вынуждены считаться с произошедшей культурной революцией и стараться быстро реагировать, быть способными к адекватной оценке эволюции спектра угроз. Это возможно при условии, что политика будет определять необходимые действия и согласится до конца использовать возможности анализа ситуации, прежде чем предпринимать решительный шаг.

Двадцать лет назад - разведка занималась расшифровкой кодов. Сегодня нужно отвечать на вопросы. Где Бен Ладен (Ben Laden)? Каковы его цели в будущем? Кто за ним последует? Существуют ли другие Бен Ладены? Существует ли мулла Омар (Mollah Omar)? Мы должны подготовиться, представить себя в ситуации опасности, определить новую архитектуру галактики секретности, направить новую политику французских спецслужб в соответствии с задачами создания европейского бюро разведки, - то, что неустанно повторяют левые радикалы.

Первая линия действий состоит в создании необходимой координации между министерствами, и в задействовании Межминистерского Комитета по разведке (CIR), во главе которого должен стоять координатор, по американской модели. Другое решение состоит в том, чтобы доверить координацию действий структуре, образованной в результате слияния СIR и генерального секретариата национальной безопасности (SGDN). Цель - запуск механизма, располагающего финансовыми средствами, человеческим ресурсом и конституционным правом, позволяющим ему действовать в качестве совета национальной безопасности. Эта реформа должна снять со спецслужб "ореол таинственности". Но Франция должна хорошо координировать свои действия. Основными критериями будут эффективность, деполитизация обсуждения, и желание избежать "предвыборных" аргументов.

Точкой опоры нужно найти в общественной и над общественной сфере, в том, что касается сектора крупной частной собственности.

Сейчас, механизм спецслужб не учитывает следующие факторы:

- пространственную разбросанность некоторых крупных компаний (Airbus и Aerospatiale в Тулузе или Dassault в Бордо), что требует расходов по экономическим договорам, полицейской охраны, защите от шпионажа, и предупреждению террактов;

- появление новых действующих лиц: представительства по освоению территорий, службы по антитеррористической координации, новых подразделений министерства иностранных дел и министерства обороны, специальных подразделений министерства финансов, не говоря о службах военной разведки. Нужно принять во внимание также возможность нового риска (кибертерроризм, мафия, государство- пария или индивид-отверженный, внимание к безопасности среды, энергетической безопасности, безопасности демократии, риск, связанный с перебоями в экономике┘);

- дипломатию в масштабах учреждений (университетов, клубов политической мысли, неправительственных организаций, научных групп, предприятий);

- к децентрализации мест принятия решений. Закон децентрализации привел к глубоким изменениям в оценке риска на местах, нужно быть уверенным в реальной координации на локальном уровне, назначить в департаментах и в регионах представителей мин. обороны, необходимо создание более разработанных схем обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом.

- в европейском масштабе;

- в планетарном масштабе, между государствами, на межнациональном уровне, или путем создания межправительственных организаций.

Второй целью является создание парламентского контроля согласно нормам государственного права. Странно, что Франция не приняла мер по созданию такого контроля, которые уже приняты всеми западными демократиями. Службы, расположенные в центре Республики обладают административной привилегией непомерного самоконтроля, защищенного рядом табу - действующих под прикрытием покровом "государственной тайны" и "оборонных секретов".

Эта непрозрачность более всего проявляется в том, что касается распоряжением секретными фондами, по согласованию с DGSE (Генеральное Управление внешней безопасности), депутаты и сенаторы должны, не моргнув глазом, целиком одобрить за несколько недель до обсуждения бюджета 2002 назначения основные назначения, предложенные премьер министром. Только комиссия по проверке, состоящая из трех человек, теоретически возглавляемая председателем Счетной палаты, обладает гипотетическим правом проверять расходование кредитов. Она рассматривает только те документы, которые были предоставлены службами, а не те, которые получены на базе годовых отчетов о работе и о завершении миссий иностранных агентов. Парламент, следовательно, не может контролировать свои общественные фонды. Он нем и слеп! Неутешительная констатация. Республиканское правительство, на протяжении своей работы, не разу не выглядело шокированным неприличием своих действий.

Этот спор между общественными органами и секретными службами, между субординацией и автономией должен стать открытым для публичного обсуждения.

Последний пункт, в который, как мне кажется, надо внести изменения, касается набора наших агентов. Без сомнения, правомерно набирать специалистов по редким языкам, и кажется совершенно излишним утверждать, что они приносят вред нашим службам. Агенты разведки должны быть способными сравнительному геополитическому анализу, качество подготовки по этому вопросу существенно улучшилось в связи с увеличением числа центров разработки и групп изучения. Наконец, необходимо привлечь в службы большое число инженеров новых специальностей, взятых на вооружение разведкой.

Эта серия мер имеет целью привлечение и создание мотивации для новых талантов, будущих "людей- теней", гарантирует их безопасность и конфиденциальность выбора, которую нужно беспрекословно соблюдать, а также подготовку признанных экспертов, чьи профессиональные качества должны цениться в любом предприятии. "Мир теней" - спецслужбы должны быть управляемы, должны играть по правилам.

Бернар Шарль - депутат Лево-радикальной партии (PRG) от округа Лот, президент парламентской группы Радикалы, Граждане и Зеленые (RCV).