Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Буш предложит России сократить ядерный арсенал в обмен на систему ПРО

Так как Россия сталкивается с серьезным бюджетными проблемами, ожидается, что их ядерный арсенал будет меньшим, чем арсенал Соединенных Штатов

Буш предложит России сократить ядерный арсенал в обмен на систему ПРО picture
Буш предложит России сократить ядерный арсенал в обмен на систему ПРО picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президенту Бушу в течение нескольких дней предстоит решить вопрос о том, насколько будет сокращен ядерный арсенал США в рамках новых договоренностей с Россией по системе противоракетной обороны и стратегического ядерного вооружения, об этом сообщили сегодня чиновники в администрации Белого Дома

Президенту Бушу (Bush) в течение нескольких дней предстоит решить вопрос о том, насколько будет сокращен ядерный арсенал США в рамках новых договоренностей с Россией по системе противоракетной обороны и стратегического ядерного вооружения, об этом сообщили сегодня чиновники в администрации Белого Дома.

Сокращение ядерных вооружений, предусматривающее прямые экономические выгоды для Москвы, направлено на то, чтобы подтолкнуть русских к принятию программы администрации Буша по испытанию и разработке нового противоракетного щита, реализация которой вступает в противоречие с договором по ПРО 1972 года.

На рассмотрение, по словам высокопоставленных представителей администрации, будут представлены предложения по сокращению американских ядерных арсеналов до 1,800 - 2,250 боеголовок. Сейчас ядерный арсенал США насчитывает более чем 6,000 боеголовок.

Окончательное решение президента Буша по сокращениям ядерных вооружений, как ожидается, станет частью широкого пакета стратегических и экономических предложений, которые будут представлены президенту Владимиру Путину во время его визита в США в ноябре.

Официальные представители Белого дома подтвердили, что советник Буша по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) звонила в Конгресс США с целью ускорить принятие решения о снятии основных экономических санкций против России, которые сохранились со времен "холодной войны".

Эти меры, так называемая поправка Джэксона-Вэника (Jackson-Vanik), были приняты в 1974 году и были направлены на то, чтобы оказать давление на страны социалистического лагеря с целью добиться легализации свободной эмиграции, особенно в отношении российских евреев, желающих покинуть страну. Эта поправка не применяется в отношении России уже в течение ряда лет.

Но Буш намерен объявить в этом месяце, что Россия и страны бывшего Советского Союза будут освобождены от процедуры ежегодной проверки для предоставления нормального торгового статуса. Этот шаг даст возможность американской стороне поддержать Россию при вступлении в ряды Всемирной торговой организации. В прошлом году Конгресс США также поступил с Китаем, сняв с него экономические санкции.

Американские должностные лица подают эти действия как свидетельство новых отношений между Вашингтоном и Москвой. Выстраивая новые взаимоотношения, Буш также, похоже, меняет и свои собственные позиции. Он нуждается в поддержке России в рамках ведения антитеррористической кампании и военных действий в Афганистане.

В настоящий момент немногие в администрации Буша говорят о скором выходе из договора по ПРО, несмотря на часто повторяемые американским президентом заявления о том, что соглашение устарело и не отвечает целям обеспечения безопасности.

По ряду других проблем позиция США также изменилась: так администрация Буша стала значительно более сдержанно высказываться по вопросу военных действий в Чечне, несмотря на свои прежние заявления о том, что от них страдает гражданское население.

Буш неоднократно будучи кандидатом в президенты, а затем и президентом США, выступал за значительное сокращение ядерного потенциала страны, но никогда не говорил конкретно, какое количество оружия планирует уничтожить. Сегодня на брифинге для журналистов Кондолиза Райс не сказала ничего нового о сокращениях ядерного вооружения, повторив лишь прежние заявления администрации о том, что речь не идет об обсуждении нового соглашения по контролю над вооружениями.

"Мы действительно считаем, что прежние соглашения по контролю над вооружениями устарели, поскольку строились по принципу: боеголовка против боеголовки, система против системы, - при этом игнорировались география, исторические реалии и уровень необходимой безопасности", - сказала она.

Представители администрации говорили о том, что Буш сделает одностороннее заявление по сокращению ядерного потенциала США в надежде, что его примеру последует Путин. "Возможно, что процедура будет неофициальной, - сказал один из представителей администрации. - Да это и необязательно".

Само по себе это уже огромный шаг. Избегая переговоров об ограничениях вооружений с обеих сторон, администрация Буша намерена положить конец мышлению времен "холодной войны" в вопросах контроля над вооружениями, когда во главе угла отношений между супердержавами стояли соображения стратегического паритета.

Более того, если удастся достичь договоренности без подписания договора, то Сенату США нечего будет обсуждать или одобрять.

Но сначала Буш должен устранить разногласия внутри Пентагона по вопросу том, насколько единиц необходимо сократить ядерный потенциал США.

Второе стратегическое соглашение по вопросу сокращения вооружений СНВ-2, которое так и не обрело силы закона, предусматривало сокращение ядерных арсеналов до уровня 3,000 - 3,500 боеголовок. Президент США Билл Клинтон (Bill Clinton) и президент России Борис Ельцин (Boris N. Yeltsin) в рамках договора СНВ-3 договорились сократить ядерные потенциалы обеих стран до 2,000 - 2,500 боеголовок.

Администрация Буша может пойти чуть дальше. Сейчас рассматривается возможность сокращения ядерного потенциала США до уровня 1,800 - 2,250 боеголовок, сообщили источники в администрации.

Некоторые представители администрации выступают за снижение верхнего предела диапазона и более существенные сокращения ядерного потенциала. В этом случае политика администрации Буша будет отличаться от политики в области сокращения вооружений, которую проводил Клинтон.

Но Стратегическое командование Соединенных Штатов, осуществляющее контроль за ядерным арсеналом страны, выступает против значительного сокращения ядерных вооружений, аргументируя свою позицию тем, что США должны сохранять количество боеголовок на уровне верхнего предела диапазона.

Так как Россия сталкивается с серьезным бюджетными проблемами, ожидается, что их ядерный арсенал будет меньшим, чем арсенал Соединенных Штатов. Российские должностные лица, например, говорят о том, что число ядерных боеголовок, которым располагает страна может быть сокращено до 1,500 единиц. Однако, если выяснится, что российский арсенал ядерного вооружения гораздо больше потенциала США, то администрации Буша, вероятно, придется заново продумать подход к решению этого вопроса.

Сокращения вооружений могут быть проведены в течение 10-летнего периода под наблюдением специальных инспекций, как это предусмотрено договором СНВ-1.

Некоторые представители прежней администрации Клинтона говорят о том, что сокращения, которые рассматривает администрация Буша, менее существенны, нежели те, о которых говорится вслух. Это происходит потому, что администрация Буша использует новый метод подсчета ядерных боеголовок. В результате этого не учитываются ядерные боеголовки, которые находятся на стратегических субмаринах и бомбардировщиках, находящихся в ремонте, что идет вразрез с прежними соглашениями о контроле над вооружением. Это изменение в итоге уменьшит количество ядерного оружия в США примерно на 250 боеголовок без фактического его устранения.

"Похоже на то, что администрации Буша не удалось преодолеть сопротивление в вопросе о сокращении числа ядерных боеголовок, с которым прежде уже столкнулась администрация Клинтона", - говорит Стивен Андреасен (Steven Andreasen), директор центра по вопросам обороны и контроля за вооружением при Совете Национальной безопасности при администрации Клинтона.

Специалисты по контролю над вооружениями считают, что сокращения, рассматриваемые Белым домом не столь значительны, как они надеялись. "Это не такие уж серьезные сокращения вооружений, если учесть, что период "холодной войны" закончился, - считает Брюс Блэр (Bruce G. Blair), президент Центра оборонной информации. - Эти цифры рассчитаны с учетом вероятности ведения крупномасштабной ядерной войны с Россией, а это - невероятный сценарий".

Представитель администрации Буша тем не менее настаивал, что планируемые сейчас сокращения являются результатом нового подхода к ядерным вооружениям. Он выступил в защиту точки зрения, согласно которой субмарины и бомбардировщики, находящиеся в ремонте, не учитываются при определении общего объема ядерного потенциала, поскольку неразумно принимать во внимание "вооружения фантомы".

Прозвучавшие на этой неделе призывы Кондолизы Райс к американским конгрессменам, целью которых было исключение России из списка стран, на которые распространяются экономические санкции в соответствии с поправкой Джэксона-Вэника, стали еще одним шагом, направленным на более тесную интеграцию России и Запада.

"Мы должны сделать это так или иначе, чтобы дать возможность России вступить в ВТО, - заявил один из представителей администрации. - Путин намерен добиться исключения России из списка, и, сделав это, мы можем заявить о своей победе, говорить о том, что "это сработало" и двигаться дальше".

Вопрос о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию, однако, будет гораздо более сложным, поскольку повлечет за собой начало обширных переговоров об открытии рынков России. Неясно, захочет ли Путин заплатить политическую цену - особенно, если вступление в ВТО вынудит российскую промышленность столкнуться с жесткой конкуренцией на мировом рынке.

Третий элемент пакета предложений администрации Буша, адресованных Путину, касается нового подхода к оборонительным системам. Вместо отказа от договора по ПРО, который поддерживают большинство консерваторов, администрация Буша теперь, по всей видимости, предложит поэтапный подход к решению этого вопроса.

На первой стадии, по всей видимости, Россия разрешит Соединенным Штатам продолжать испытания, но не развертывание, - системы ПРО. Но это будет организовано посредством внесения изменений в договор по ПРО, а не путем его отмены.

Этот подход позволил бы Пентагону продвигать программу по разработке ПРО, и при этом были бы учтены интересы России, которая упорно настаивает на том, что договор по ПРО - основа контроля над вооружениями.