Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На пути к соглашению по ракетам

США и Россия должны идти на взаимные уступки

На пути к соглашению по ракетам picture
На пути к соглашению по ракетам picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Соединенным Штатам и России, по-видимому, удалось продвинуться к соглашению о глубоких сокращениях своих ядерных арсеналов, при этом официальные представители США указывают в качестве своей конечной цели постепенное сокращение количества ядерных боезарядов на стратегических носителях на две трети, с более чем 6000 единиц у каждой стороны до примерно 1750-2250 единиц.

5 ноября 2001 года. Судя по поступающим из Афганистана сообщениям, особых успехов в деле воздушных бомбардировок талибов и охоты за Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden) пока не наблюдается. Однако побочным следствием кампании против глобального терроризма является ускорение прогресса на другом важном фронте: на переговорах между США и Россией по вопросам ядерного разоружения и противоракетной обороны (ПРО). Двум сторонам, по-видимому, удалось продвинуться к соглашению о глубоких сокращениях своих ядерных арсеналов, при этом официальные представители США указывают в качестве своей конечной цели постепенное сокращение количества ядерных боезарядов на стратегических носителях на две трети, с более чем 6000 единиц у каждой стороны до примерно 1750-2250 единиц. Это безусловно привлекательно для России, которая не может себе позволить содержать свой нынешний огромный арсенал и готова приветствовать сокращения до уровня менее 2000 ядерных боезарядов.

Некоторые американские военачальники неохотно соглашаются на столь существенные сокращения и отказ от своего очевидного преимущества. Их политические хозяева должны убедить их в том, что характер угроз изменился, и нынешний уникальный момент истории предоставляет возможность сделать широкий жест. В ответ Москва постепенно подходит к тому, чтобы позволить Соединенным Штатам испытывать и разрабатывать систему ПРО территории страны, не объявляя эти действия нарушением Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года.

Чтобы это произошло, обеим сторонам придется идти на уступки. Сильное лобби в Вашингтоне, во главе которого стоит министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld), предлагает просто отказаться от Договора по ПРО и продолжить испытания систем ПРО, не считаясь с ним. В Москве не менее могущественная группа готова возражать против системы ПРО в любой ее форме. Обе группировки должны будут согласиться на взаимные уступки.

В период после "холодной войны" такие переговоры неизбежно являются неравноправными: принимая во внимание экономическую ситуацию России и жалкое состояние ее военной машины, США действительно могут делать, что хотят. Но Владимир Путин неплохо разыгрывает свои дипломатические карты. Он был первым мировым лидером, кто позвонил Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush) 11 сентября, предложив свою помощь. Тем самым он заслужил благодарность президента США.

Чего Вашингтон не хочет, так это поспешать в деле сокращения ракет, не согласовав предварительно программы активной проверки выполнения достигнутых соглашений по типу той, которая была необходимым условием ранее договоренных режимов контроля над вооружениями. Тут важно иметь определенную прозрачность, несмотря на улучшившийся климат взаимоотношений. Инспектирование не обязательно должно быть очень настырным, но без него обойтись невозможно.

То же самое относится и к испытаниям систем ПРО. Нет никакой гарантии, что система ПРО окажется работоспособной или что она будет Америке по карману. Если США хотят проводить испытания системы ПРО, следует подойти к ним с максимальной прозрачностью, чтобы не подрывать взаимного доверия. Это касается не только россиян. Европейские союзники Америки также заслуживают того, чтобы быть полностью информированными о шаге, который приведет к изменению нынешнего стратегического баланса.