Антонио Виторино - европейский комиссар юстиции
Европейский ордер на арест вытеснит процедуру экстрадиции в 15 странах ЕС. В настоящее время решение о выдаче лиц правоохранительным органам по требованию какого-либо государства принимается правительством той страны, в которой данное лицо находится. Должен быть выполнен целый ряд условий. Например, совершение преступления должно инкриминироваться этому данному лицу как в стране, осуществляющей запрос о выдаче, так и в стране, которой этот запрос посылается. Новая процедура, которая будет осуществляться только судебными инстанциями, устранит эту сложность. Иначе говоря, совершение правонарушения или преступления не обязательно вменяется в вину в обеих странах. Например, лицо, находящееся в розыске по подозрению "в связях со злоумышленниками" должно быть арестовано в Швеции и выдано Франции, даже если это правонарушение в Швеции не преследуется. Вот почему некоторые государства (Германия, северные страны) выдвинули свои возражения. Введение новой процедуры заморожено на 90 дней. Ни один судья не сможет отказать в выдаче своего компатриота: француз может быть взят под стражу в Германии, за преступление, совершенное там. (Жан Катремер)
Для преступника избежать уголовной ответственности в пространстве Европейского союза не составляет труда. Убежденный в этом комиссар юстиции и внутренних дел Антонио Виторино 19 сентября положил на стол Совета министров Юстиции проект, состоящий из двух предложений. Первое должно способствовать выявлению и подавлению терроризма, второе имеет в виду создание "европейского ордера на арест", который заменит экстрадицию системой юридического задержания. Прежде исполнявший должности судьи в Конституционной палате Португалии, экс-министра обороны от социалистов, экс-заместителя премьер-министра, - Антонио Виторино отрицает, что он "убийца свободы". Для него, образование единого юридического европейского пространства логически вытекает из интеграции сообщества.
- Организация "Международная Амнистия", верховный комиссар Объединенных Наций по правам человека, Мэри Робинсон (Mary Robinson) и Профессиональный Союз Судей обвинили Европу в том, что она, воспользовавшись терактами 11 сентября, хочет ввести ограничения общественных свобод. Ваша комиссия "убивает" свободу?
- Мы вовремя не приняли не только исключительных мер, но даже и необходимых. События 11 сентября обнажили ситуацию. Еще соглашение, подписанное в Амстердаме в 1997 г., предусматривало серию мер против транснациональных преступлений. Далее, заседание Совета Европы в Тампере в октябре 1999 г, постановило подготовить до конца 2001 года проект о предъявлении обвинения по статье терроризм, а также отмену экстрадиции в пользу взятия под стражу. Другими словами, мы работаем над этим проектом уже давно.
- Так ли необходимо создание общего юридического пространства в Европе?
- В свободном пространстве без физических границ, нелогично, что существуют лишь юридические, судебные и полицейские границы, которые мешают выполнению норм правового государства. Это справедливо относительно права семьи, потребления, договоров, но не совсем так в случае уголовного права. Недопустимо, чтобы лицо, подозреваемое в совершении правонарушений, могло воспользоваться формальными различиями или различиями в судопроизводстве между двумя юридическими системами в пространстве, где это лицо может свободно перемещаться, и использовать эту свободу передвижения для совершения преступлений или правонарушений.
- Ваше определение терроризма, не слишком ли оно широко? Есть ли риск, что простые акции протеста, отстаивание своих прав будут расцениваться в качестве криминальных действий?
- Определение преступлений разряда "терроризм" - один из самых сложных вопросов. Любое определение может быть улучшено. Но, по совести сказать, наше предложение вовсе не имеет целью объявить криминальными демонстрации антиглобалистов или профсоюзные митинги. Понятие "терроризм" заключает в себе два элемента: первый - объективный - должно быть совершено правонарушение или преступление против общественного порядка. Второй элемент: это преступление, направленное против Государства, его институтов или его населения, должно угрожать или посягать на политические экономические, социальные структуры этой страны, или разрушить их. Любая манифестация, даже с применением насилия, не может, следовательно, быть расценена как акт терроризма. Конечно, существуют границы, которые нельзя переходить. Например, насилие в городах может быть вызвано терроризмом или служить источником терроризма. Это случай характерен для Басконии в Испании.
- Могут ли быть причислены к терроризму нарушения и преступления политического характера на территории Союза?
- Ничто не может оправдать терроризм, особенно это касается демократических обществ. Это очень давнее достижение европейского права. Остается каждому Государству, и каждому национальному суду определять меру применения уголовного закона. Меня не шокирует и то, что по европейскому ордеру на арест, лицо передается судебным властям страны, в которой было совершено преступление. В общем пространстве Европейского Союза никто не должен избежать уголовной ответственности.
- По поводу европейского ордера на арест, - переговоры министров Юстиции упирались в проблему отмены "двойного предъявления обвинения", то есть необходимости, чтобы одно и то же преступление, трактовалось одинаково в обеих странах.
- Я согласен, что есть различия в европейских юридических системах, но мы не должны быть заложниками у чисто технических проблем. Государства - члены Союза должны принять как факт, что защита основных прав личности обеспечивается во всех странах сообщества одинаково. Нужно избежать споров вроде "моя система лучше твоей". Речь ведь не о конкурсе красоты.
- Какие еще преимущества дает ордер на арест по сравнению с процедурой экстрадиции?
- Этот ордер применяется исключительно в судебной сфере: мы исключаем возможность политического вмешательства, как в случае с принятием решений об экстрадиции. К тому же, применение этого ордера будет происходить под контролем Европейской Комиссии по правам человека в Страсбурге. Следовательно, речь не идет, как я уже заметил, об автоматической полицейской процедуре.
- Многие страны хотели бы ограничить действие ордера списком лишь наиболее тяжких преступлений.
- Было бы непонятно, если бы традиционная формальная экстрадиция существовала бы только для мелких нарушений, иди даже против тяжких преступлений, не предусмотренных таким списком. Мы предлагаем, имея в виду культурные различия между юридическими системами, чтобы страны могли бы приостановить автоматическое применение европейского ордера на арест, особенно в тех случаях, когда за определенные действия нет уголовного преследования (например, эфтаназия и употребление наркотиков в Нидерландах, разрешение на аборты, кроме как в Ирландии и Португалии и т.д.).
- США потребовали скорейшего введения этого ордера, чтобы избежать риска, возможного при процедуре экстрадиции.
- Многие третьи страны выражают интерес к этой системе. Мне кажется, сейчас невозможно дать положительный ответ на их запрос, поскольку введение такого ордера предполагает высокий уровень взаимного доверия, эта концепция требует правового государства, в котором строго соблюдаются все фундаментальные права человека. Такое доверие существует только между 15 странами. США будут продолжать, как и в прошлом, подписание двусторонних соглашений об экстрадиции.
- После терактов 11 сентября многие страны готовятся к принятию исключительно строгих законов по борьбе с терроризмом. Не беспокоит ли Вас движение в эту сторону?
- Необходимо принять меры во избежание того, чтобы терроризм мог обходить наши юридические системы. Например, нужно быть уверенным в том, что законы об иммиграции и предоставлении убежища, не могли бы трактоваться очень широко. Я знаю, что ужесточение этого закона очень опасно, так как нельзя смешивать понятия иммиграции, убежища, и терроризма. Вот почему надо позаботиться о том, чтобы борьба с терроризмом основывалась на законодательстве, соблюдении прав человека и Правовом Государстве. Нужно действовать осторожно.