Похоже, что в скором будущем может быть заключена сделка по пересмотру Договора по ПРО, о чем будет объявлено на следующей неделе во время встречи президентов Буша (Bush) и Путина на ранчо г-на Буша. Российский министр обороны Сергей Иванов намекнул на это самым ясным образом, заявив вчера, что стороны добились "очевидного прогресса" в дискуссиях, посвященных Договору.
Не все еще ясно - г-н Буш, как сообщается, примет решение на этой неделе - однако основные положения предполагаемой сделки выглядят следующим образом: США могут согласиться отложить выход из Договора в обмен на согласие России разрешить Соединенным Штатам продолжать испытания систем противоракетной обороны, запрещенных в настоящее время Договором. В дополнение к этому обе страны согласятся на сокращение своих ядерных арсеналов до уровня ниже 2000 боеголовок.
Пока мы ожидаем более подробной информации, пометьте нас как сторонников полного, окончательного разрыва Договора по ПРО 1972 года в соответствии со Статьей 15 этого соглашения. Компромиссы иногда необходимы, однако сейчас наступил один из тех моментов истории, когда окончательный уход от "процесса контроля за вооружениями" был бы лучшим решением для обеих стран. А нового такого момента может быть нелегко дождаться.
Договор по ПРО был составлен в то время, когда Россия и США являлись историческими противниками. Сегодня обе страны стремятся к более тесным взаимоотношениям друг с другом, и обе страны стоят перед лицом общей угрозы в лице исламского фундаментализма, вооруженного оружием массового поражения. Более двух десятков государств либо уже располагают баллистическими ракетами дальнего действия, либо вскоре будут ими располагать. Если сибирская язва и Усама бен Ладен (Osama bin Laden) нас чему-нибудь научили, так это тому, что контроль за вооружениями и оборона - не одно и то же.
Мы согласны, что курс на сближение с Западом, принятый Россией в период после окончания "холодной войны", не является малозначительным фактом. Такое сближение было целью российских реформаторов со времен Петра Великого, и Америке стоит заплатить некоторую цену за то, чтобы помочь этому произойти. Однако мы не согласны с точкой зрения Государственного Департамента, заключающейся в том, что г-н Путин не изменит своих позиций до тех пор, пока г-н Буш не пойдет на уступки в сфере противоракетной обороны.
У г-на Путина есть свои собственные причины стремиться к укреплению связей с Соединенными Штатами, и многие из этих причин лежат в военных вопросах, уходящих корнями во времена "холодной войны". Некоторые из этих причин являются экономическими, например, пересмотр или списание внешних долгов советского периода, а также более быстрое принятие России во Всемирную Торговую Организацию. Последнее требует отмены поправки Джексона-Вэника, закона 1974 года, увязывающего вопросы свободы эмиграции с предоставлением режима наибольшего благоприятствования. Г-н Буш уже согласился направить этот вопрос на рассмотрение в Конгресс. Соединенные Штаты также уже уменьшили критику войны России, которую она ведет в Чечне.
Имея более чем 75-ти процентный рейтинг поддержки, г-н Путин должен суметь дать удовлетворяющее всех россиян объяснение выхода США из Договора, тем более, что мы ответим Москве значительными сокращениями наступательных вооружений. У России на вооружении находятся тысячи ракет, однако стоимость их содержания высока и г-н Путин предпочел бы израсходовать деньги на какие-либо иные нужды.
Американские стратеги говорят, что наши арсеналы безопасно могут быть сокращены с нынешнего уровня в примерно 7000 боеголовок до уровня ниже 2000 боеголовок, однако г-н Буш может сократить наши арсеналы всего один раз. Будет ошибкой предложить эти сокращения в обмен на сделку, которая позволит нам осуществлять некоторые испытания систем противоракетной обороны сегодня, в то время как в течение ближайших шести-двенадцати месяцев нам предстоят и другие переговоры. Что г-н Буш будет предлагать в следующий раз?
В свою очередь, г-ну Бушу говорят, что ему нужно политическое прикрытие в виде согласия России для того, чтобы провести вопросы создания противоракетной обороны через Конгресс. Однако так было до 11 сентября. Политическая поддержка противоракетной обороны внутри страны с тех пор выросла, особенно среди женщин, так что у г-на Буша на самом деле и нет необходимости получать одобрение России. Согласно исследованию, проведенному недавно организацией "Pew Research", число сторонников противоракетной обороны выросло до 64 процентов, и 49 процентов полагают, что она должна быть создана немедленно. Семьдесят три процента матерей в настоящее время выступают за противоракетную оборону, по сравнению с 53 процентами до 11 сентября.
Это правда, что Соединенные Штаты еще не готовы к развертыванию противоракетной обороны, поэтому ожидание не должно иметь негативных последствий для будущих действий. И, в отличие от некоторых наших друзей с правого крыла, мы не сомневаемся в искренности г-на Буша по данному вопросу. В любой критической ситуации, когда можно было подвергнуться колебаниям, г-н Буш проталкивал вопросы противоракетной обороны без оглядки. Даже месяц назад, когда раздавались крики о том, что противоракетная оборона в условиях, когда террористы могут использовать портативные ядерные боеприпасы, не нужна, г-н Буш назвал Договор по ПРО "опасным".
Однако такая обстановка будет сохраняться не всегда. Политические позиции г-на Буша могут и не быть такими же высокими через год, а у г-на Путина могут быть и свои собственные проблемы. Гораздо лучше заключить сделку сейчас, когда у обеих сторон есть в запасе политический капитал. И будет гораздо лучше увести американо-российские отношения от "процесса контроля за вооружениями", который доминировал столь долгое время. Контроль за вооружениями может существовать между врагами, а не между друзьями. Соединенные Штаты не обсуждают противоракетные договоры с Германией или Турцией. Если то, что происходит, действительно является историческим сближением России с Западом, то зачем тогда нужен контроль за вооружениями?
Не выходя из Договора по ПРО, даже со всякими оговорками, Соединенные Штаты будут жить во лжи. Г-н Буш будет утверждать, что он может построить систему национальной противоракетной обороны, и в то же время он согласился подчиняться Договору, который обязывает нас воздерживаться от создания этой системы. Таким способом не защищают нацию.