Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
САЛМАН РУШДИ: Если это имеет хоть какое-то отношение к Исламу

Салман Рушди, писатель, автор "Сатанинских стихов" и "Прощального вздоха Мавра"

САЛМАН РУШДИ: Если это имеет хоть какое-то отношение к Исламу picture
САЛМАН РУШДИ: Если это имеет хоть какое-то отношение к Исламу picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
А, если предположить, что проблемы нашего общества изначально не являются виной Соединенных Штатов, что мы должны обвинить самих себя во всех наших ошибках? Как, в таком случае, мы должны интерпретировать эти проблемы? Быть может, тогда мы начнем брать ответственность на себя, будем учиться решать наши проблемы своими силами? Если цель мира Ислама действительно заключается в том, чтобы покончить с терроризмом, то он должен принять принципы гуманизма и мирской жизни, лежащие в основе современного общества

"Это не имеет никакого отношения к Исламу". Руководители всех рангов во всем мире повторяли эту мантру в течение уже многих недель, частично это зависит от изысканного ожидания предотвратить нападения на невинных мусульман, живущих на Западе, и частично оттого, что Соединенные Штаты хотят продолжать поддерживать отношения в антитеррористической коалиции, которая никак не может точно указать, что Ислам и терроризм связаны тем или иным образом.

Проблема, связанная с этим отрицанием, с другой стороны столь необходимым, заключается в том, что это не правда. Если на самом деле это не имеет никакого отношения к Исламу, то какова же истинная причина выступлений, идущих вдоль и поперек всего мусульманского мира, в поддержку Усамы Бен Ладена (Osama Bin Laden)?

Почему собрались у границы между Пакистаном и Афганистаном эти десять тысяч вооруженных мечами и бердышами мужчин, отозвавшихся на призывы к джихаду, произнесенными некоторыми муллами? Почему первыми потерями Великобритании в этой войне стали три мусульманина, погибшими в борьбе за дело талибов?

И откуда взялся это рутинный антисемитизм в повторяющейся исламской клевете, которая утверждает, что именно "иудеи" организовали нападение на Международный Торговый Центр и Пентагон, давая при этом странные и само извиняющие объяснения, что у мусульман нет ни соответствующих технологических, ни изысканных организационных возможностей необходимых и достаточных для проведения соответствующих атак?

Почему Имран Хан (Imran Khan), бывшая звезда пакистанского спорта, ныне преобразившийся в политика, требует, чтобы были предоставлены доказательства виновности Аль-Каиды в то время как, явно распространяет слухи, содержащие самообвиняющие слова главного идеолога Аль-Каиды ("падет самолетный ливень с небес, да не найдут себе мусульмане Запада работу и обитель в высоких башнях")?

Откуда взялись все эти манифестации против войск неверных американцев, попирающих святую землю Саудовской Аравии, если не существует никакой грани относительно того, что свято, я что - нет, в сердцах несогласных?

Несомненно, все это имеет непосредственное отношение к исламу. Вопрос заключается в том, что конкретно за всем этим стоит? В конце концов, большинство религиозных верований не слишком теологичны. И большинство мусульман, отнюдь не являются глубокими знатоками Корана.

Для большого числа "верующих" мусульман, "Ислам" (причем, эти убеждения совершенно беспорядочны) - это путь, который необходимо пройти, и не столько потому, что страх перед Господом, сильнее любви к нему, как кажется мне, но и потому, что существует целый конгломерат обычаев, мнений и предрассудков, в который входят и ежедневные занятия, запреты и квази-запреты, наложенные на "их" женщин, нравоучения, проповедуемые муллами, выбранными на свой вкус, их неприязнь к современному обществу в целом, полностью пропитанному отравой музыки, атеизма и секса. И, к тому же, существует и другая, весьма характерная, уверенность (в тоже время, она - страх) в том, что их ближайшее окружение может быть оккупировано, "отравлено Западом" его либеральным образом жизни.

Мусульманские сообщества мужчин, оправдывая свои действия высокими мотивами (о, если бы только были услышаны голоса мусульманских женщин!), последние, приблизительно, 30 лет участвуют в распространении и насаждении политических режимов, носящих радикальный характер и не имеющих никакого отношения к этой пустой болтовне относительно религиозных убеждений.

Среди этих исламистов, а мы должны привыкнуть к употреблению этого термина, "исламисты" - слова, которое отсылает нас к тем, кто связан с указанными выше политическими проектами, и научится отличать его от слова "мусульманин" - более всеобъемлющего и политически нейтрального термина, к которым необходимо отнести Мусульманское Братство Египта, этих вояк, обагренных кровью Исламского Фронта Освобождения и Исламской Группы, оба алжирского происхождения, шиитских революционеров Ирана и самих талибов.

Нищета - великая помощь им и последствие их усилий, их паранойя. Этот параноидальный Ислам, обвиняющих всех, кто не с ним, этих "неверных", во всех болезнях, характеризующих мусульманское общество, которому в качестве панацеи они предлагают отгородиться от возможной модернизации, навязываемой врагами, в настоящее время является именно той версией Ислама, которая получает наибольшее распространение в современном мире.

Но все сказанное выше ни в коей мере не является полнейшим подтверждением тезиса Самуэля Хантингтона (Samuel Huntington) о столкновении цивилизаций, по той простой причине, что целью яростных нападок исламистов является не только Запад и "иудеи", но, также и их исламские единомышленники.

Какой бы ни была их публичная болтовня, режимы Ирана и талибы раздали слишком мало столь проповедуемой ими любви. Распри, чтобы не сказать больше, между мусульманскими народами могут быть гораздо более глубокими, чем неудовольствия, возникающими между западными нациями. Но, тем не менее, было бы абсурдом отрицать, что этот параноидальный и самоизвиняющийся Ислам не является идеологией, наслаждающейся широко распространенной притягательностью.

Двадцать лет назад, когда я писал новеллу, основанную на вымышленных событиях, о борьбе за власть в Пакистане, в исламском мире обязательным условием считалось обвинение Запада и, в частности, Соединенных Штатов во всех проблемах. Тогда, как и сейчас, многие из этих критик были хорошо аргументированы; но, все же, сейчас не время для того, чтобы пересматривать геополитику времен Холодной Войны, ни те, часто наносившие глубокий урон, "уклоны" (если использовать термин Генри Киссинджера (Henry Kissinger) внешней политики Северной Америки, направленные на (либо против) нее или на нацию, Государство временно полезное (либо, мешающее), ни о роли, разыгранной Соединенными Штатами, при получении власти или падении всевозможных противоречивых правителей и режимов.

Но именно сейчас я хочу задать не менее важный вопрос. А, если предположить, что проблемы нашего общества изначально не являются виной Соединенных Штатов, что мы должны обвинить самих себя во всех наших ошибках? Как, в таком случае, мы должны интерпретировать эти проблемы? Быть может, тогда мы начнем брать ответственность на себя, будем учиться решать наши проблемы своими силами?

Многие мусульмане, так же как и разные аналитики- миряне, корни которых уходят в мусульманский мир, сейчас начинают задавать себе вопросы, подобные этому. В течение последних недель, повсеместно стали слышны голоса мусульман, протестующих против этого обскурантистского использования их религии. Не очень верится в то, что самые фанатичные головы дня вчерашнего (и среди них - Юсуф Ислам (Yusuf Islam), бывший американский певец Cat (кот) Stevens) превратятся в скором времени в котят.

Один иракский писатель приводит старинную поговорку своей страны: "Болезнь, которая находится в нас, исходит от нас самих". Другой мусульманин-британец пишет: "Ислам превратился в нашего врага". Мой друг-ливанец, вернувшийся из Бейрута, рассказывает, что после происшествий 11 сентября, общественная критика в адрес Ислама становится все более интенсивной и открытой.

Многие комментаторы происходящих событий указывают на необходимость Реформы мусульманского мира. Все это напоминает мне времена, когда социалисты-некоммунисты хотели отдалить себя от тиранического социализма Советов; не смотря на это, причины, приведшие к такому изменению планов, весьма показательны. Если Ислам действительно хочет начать примирение с современностью, то все эти голоса должны становиться все громче и громче, чтобы то, что сейчас слышится как всего лишь шепоток, стало настоящим громом. Многие из них говорят о другом Исламе, Исламе своей веры, глубокой и личной.

Реставрация религии, до возведения ее в сферу исключительно духовную и деполитизация ее - именно та соломинка, за которую должны ухватиться все мусульманские общества, пытающиеся преобразоваться в общества современные. А единственная сторона современности, интересующая террористов - это технология, рассматриваемая ими как оружие, которое можно повернуть против его создателей.

Если цель мира Ислама действительно заключается в том, чтобы покончить с терроризмом, то он должен принять принципы гуманизма и мирской жизни, лежащие в основе современного общества, и без которых освобождение мусульманских стран еще в течение долгого времени останется лишь невыполнимой мечтой.