ОДНА ИЗ САМЫХ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ЖЕНЩИН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ, ПАУЛА ДОБРЯНСКИ - ВНУЧКА УКРАИНСКИХ ЭМИГРАНТОВ. ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ДЖОРДЖА В. БУША, ОНА В ИЮЛЕ БЫЛА НАПРАВЛЕНА В БОНН, В ПРОТИВОРЕЧИИ С ПРОТОКОЛОМ В КИОТО. ОНА УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ПО ОКОНЧАНИИ ЭТОГО КРИЗИСА, США ПРОДОЛЖАТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ВСЕСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ.
11 сентября, когда самолет-самоубийца врезался в Пентагон, она находилась в своем кабинете на седьмом этаже Государственного Департамента и принимала посла Мексики в США. "Мне было очень стыдно за то, что я продемонстрировала свои переживания, а, как Вы знаете, в Соединенных Штатах это считается проявлением непрофессионализма, и, прежде всего женского", - говорит Добрянски, одна из двух женщин, занимающих высокий пост в структуре, отвечающей за внешнюю политику Соединенных Штатов.
Из окна Министерства Иностранных Дел США, расположенного в здании Гарри С. Труман (Harry S. Truman) в Вашингтоне, Добрянски (Dobriansky) показывает на здание Министерствf Обороны, одна из стен которого до сих пор хранит следы террористического нападения. Здесь, в доме номер 2101 по улице С, на этой неделе были обнаружены остатки спор сибирской язвы, и доставка корреспонденции была прервана. Посетители ждут более двадцати минут для того, чтобы войти, а самое большое подозрение вызывают конверты: "Наша жизнь теперь полностью изменилась".
"Терроризм искоренить очень нелегко", - отмечает эта маленькая сильная женщина, отвечающая за целый сонм глобальных проблем, среди которых - борьба против СПИДа, за защиту окружающей среды, проблем беженцев, нелегальная перевозка людей, гуманитарная помощь, которая после 11-С в основном сконцентрирована в Афганистане. "По тому, каким образом они поступили, по нападению, совершенному ими против всей цивилизации 11 сентября, мы прекрасно увидели, насколько изощренными они могут быть в этом случае, мне хотелось бы сказать Вам, что это было нападением не только на нас, американцев, а нападением на весь цивилизованный мир, против самой сути демократии".
-В Испании прекрасно знают, что искоренить его очень тяжело: мы страдаем от него уже 40 лет.
-Именно так. И там, вы, более других, должны понимать, что нам необходимо терпение. Выхода простого и быстрого не существует. Для этого потребуется время. Террористы имеют свои ячейки в Европе и по всему миру. Мы должны быть настороже, иметь выдержку и сохранять единство. Происшествие 11 сентября дает нам уникальную возможность покончить с терроризмом раз и навсегда. Но мы обманывали бы сами себя, если говорили бы, что есть быстрые решения этой проблемы. Их нет, и никто не должен ждать их.
-Общественное мнение, как в Европе, так и в Соединенных Штатах, начинает показывать первые симптомы усталости.
-Не только европейские правительства, но и жители Европы, должны понять, что терпение и единство являются фундаментальными. То, что мы будем делать сейчас очень важно, для достижений целей будущего. Мы находимся в начале долгого пути, и наши союзники, в правительствах и на улицах, должны понимать, что решения проблемы не последует в одно мгновение, если вы закроете и откроете глаза. Частью моей работы и является ведение этой информационной борьбы. Мы делаем все возможное для того, чтобы донести следующее наше послание: наше желание помочь Афганистану столь же велико, сколь и желание покончить с терроризмом, и это не война против Ислама. Сегодня все свое свободное время я стараюсь давать интервью журналистам с Ближнего Востока, что раньше не являлось одним из первоочередных вопросов в моем распорядке дня. Им необходимо разъяснять то, что мы делаем. Также необходимо, чтобы и европейские правительства обратились бы к своим гражданам и повторили им то, что я говорю сейчас: эта борьба - надолго, и нам необходимо сохранять единство.
Добрянски не сомневается, что помощь Европы продолжает быть столь же основательной, как и полтора месяца назад: "Президент Проди (Prodi) прекрасно объяснил это, когда сказал, что Соединенные Штаты поддерживали Европу в самые тяжелые моменты и теперь Европа будет с нами. И не забудем: когда Европа и Соединенные Штаты работают вместе, они могут добиться удивительных результатов, таких, как, например, европейский юго-запад. То же самое произойдет и сейчас".
Но именно в Европе ее принимали не столь хорошо. В прошедшем июне она в качестве представителя Соединенных Штатов участвовала в Конференции по Изменению Климата в Бонне, где республиканская Администрация категорически выступила против претворения на практике Протокола, подписанного в Киото. Для европейской прессы, и, прежде всего, для северной Добрянски превратилась в символ унилатерализма. Она отрицает это, выглядя столь же убедительно, как и на протяжении всей встречи: "Даже перед совещанием в Бонне, я говорила о том, что мы - интернационалисты. Эта Администрация поддерживает весьма серьезные отношения со всем внешним миром. Это было, есть и будет. Просто обратите внимание на происхождение (background) тех, кто составляет нашу команду. Сами наши жизни являются примером внешнего диалога".
В первую очередь, ее собственная. "Я прекрасно понимаю, что значит иметь свои этнические корни в другой части света", - говорит внучка выходцев из Украины, переселившихся в Соединенные Штаты перед самым началом I - ой Мировой Войны. Она помнит их с детства и говорит, что они объяснялись на плохом английском: "Мое происхождение дало мне понимание сути Истории, различных культур и различных языков".
Ее отец был преподавателем экономики в Джорджтауне, а ее мать, прежде чем посвятить себя семье, работала на одной из фирм. Именно Добрянски, достигшая одного из высших постов в Администрации Соединенных Штатов, сделала реальностью "американскую мечту" всей семьи. "Односторонняя? Во мне всегда, с детства присутствовал европейский стиль".
Другой пример, подтверждающий насколько далека она от одностороннего взгляда на проблемы - это, по ее словам, Программа по Трансатлантическому Сотрудничеству (Atlantic Partnership Program, APP), созданная ею в 1998 году в Council on Foreign Relations (CFR), престижного think tank, представительство которого в Вашингтоне она возглавляла до того момента, как была избрана вице-секретарем прошедшей весной. "Средний возраст членов Совета был 65 лет!", поясняет Добрянски, указывая на то, что именно этому моменту она обязана принятием решения об установлении сотрудничества между молодыми лидерами в политике и средствах массовой информации, по обе стороны Атлантики: "Именно они будут обсуждать вопросы не только сегодняшние, но и, неизбежно, будущие". Последний семинар, прошедший в Вашингтоне в конце этой недели, был посвящен проблеме терроризма.
-И, тем не менее, отвергая соглашение, принятое в Киото, вы говорите миру, что вас не волнуют загрязнения.
-В этом отношении, между Соединенными Штатами и Европой существуют очень четкие разногласия. Мы приняли решение, что Протокол, подписанный в Киото, имеет ошибки, затрагивающие его основу, и мы не будем его поддерживать. Но это не имеет ничего общего с унилатерализмом, в котором нас обвиняют, что, похоже, могло нанести значительный ущерб нашим, обычно дружественным, отношениям до 11 сентября, как это уже случалось на коммерческой почве и по поводу вопроса о военной обороне Соединенных Штатов. Между друзьями также могут быть разногласия. Несогласие с Протоколом, подписанным в Киото, является частью платформы предвыборной кампании президента, так же, как ими являются и другие вопросы, из-за которых нас обвиняют в односторонности нашей политики.
В это вопросе Добрянски выглядит непреклонной. Мир, говорит она, навсегда изменился после 11 сентября, но отнюдь не определенные вопросы внешней политики США: "Новое направление, которое получили наши внешние отношения, и, в особенности с Европой, не говорят о том, что мы должны принести в жертву то, во что мы верим".
-Вы не находите, что для всех союзников в целом и для Европы, в частности, будет сложно принять, так называемые, многосторонние отношения, в том ключе, как их понимают сегодня Соединенные Штаты, отвергающие соглашение в Киото, но отстаивающие глобальную коалицию по борьбе против терроризма?
-Я могу привести много примеров, подтверждающих наши многосторонние отношения, такие как расширение НАТО, борьба за права человека или против СПИДа. Думаю, что формирование международного общественного мнения больше зависит от информации, которую получают люди через средства коммуникации, чем от реальных событий. То же самое произошло и с Киото. Президент Буш (Bush) заявлял дважды (в мае и в июне), что мы будем оставаться членами соглашения и будем продолжать участвовать в конференции. Это означает, что, несмотря на несогласие с Протоколом, мы хотим работать сообща и поддерживать отношения со всем странами.
-Что произойдет с этой глобальной коалицией, когда закончится этот кризис? Будет ли она использована в целях построения мира нового и лучшего или исчезнет, выполнив свою миссию?
-Здесь заключены два, взаимосвязанных вопроса. Во-первых - первая фаза этой кампании сконцентрирована на Аль Каэде, Усаме Бен Ладене и талибах. Сейчас мы стоим перед вопросом: "И, что же дальше?". На него ответить очень сложно. Эта кампания против терроризма будет долгой и сложной. Необходимо посмотреть будет ли эта коалиция столь же эффективна и останется ли она с нами, когда мы приступим ко второй части нашей борьбы, то есть преследование терроризма во всех его проявлениях. И, прежде всего, необходимо будет смотреть, продолжит ли коалиция сотрудничество по самому главному вопросу: возрождение и последующее развитие Афганистана.
Добрянски напоминает, что из этой страны были вынуждены бежать более трех миллионов человек. "Накормить всех этих людей, которые продолжают страдать после пяти лет правления талибов, является одним из основных пунктов нашей стратегии. На сегодняшний день, гуманитарная помощь, поставляемая Соединенными Штатами в Афганистан, составляет две трети всей международной помощи". Согласно ее данным, это - 185 миллионов долларов за последний год.
Как и остальные члены внешнеполитической команды Джорджа В. Буша, Добрянски получила весьма основательное международное образование. Она получила диплом на кафедре Международных Отношений в престижной School of Foreign Service Университета в Джорджтауне, Вашингтон. После годового обучения в Голландии и работы в качестве стипендиата в посольстве США в Риме, она получила степень мастера и защитила в Гарварде докторскую диссертацию по политическим и военным отношениям. Опыт, полученный ею во время работы в Риме, оказал важное влияние на всю ее карьеру: "Я занималась беженцами из Советского Союза, которые не хотели уезжать в Израиль, именно тогда и появился мой интерес проблеме прав человека".
К ее блестящему послужному списку необходимо добавить и славу неутомимой труженицы. В этот четверг я сама смогла убедиться в перегруженности ее распорядка дня. По пустынным коридорам Государственного Департамента надо долго идти строевым шагом следом за официальным сопроводителем, до того, как достигнешь покоев, занимаемых высокими чинами. Ни в коем случае нельзя потратить зря ни одной минуты драгоценного времени вице-секретаря Государства.
Саму себя она определяет как "созидательницу". Даже в свое свободное время, которое она тратит на пробежки, игру в теннис, катание на лыжах и подводное плавание: "Что меня интересует в жизни - так это продолжать развиваться, учиться и преодолевать препятствия. Для меня, жизнь - это процесс эволюционный".
Одна из шести вице-секретарей Государственного Департамента, она также является стойкой республиканкой, координировавшей внешнюю политику избирательной кампании Роберта Доула (Robert Dole) в 1996 году. Она работала в Администрации Буша - старшего, и нашла себе пристанище в think tank, во время долгого пребывания Клинтона (Clinton) в Белом Доме: "Я верю в демократию как в наилучшую форму правления. Демократия является наилучшей гарантией соблюдения прав человека". Именно отсюда ее заинтересованность в таких организациях, как National Endowment for Democracy Board, Freedom House Board и Bureau of Humans Rights.
"Мне хотелось бы, чтобы демократия победила во всех тех развивающихся странах, которые борются за перемены", - заверяет Добрянски, в жизни которой, похоже, эмоции проявляются лишь во времена великих катастроф. "Это принесло бы пользу не только жителям этих стран, но и их соседям. Демократии не ходят на войну, и это наилучший гарант международной стабильности и безопасности".
Должность: ВИЦЕ-СЕКРЕТАРЬ ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ/ 46 ЛЕТ/ Образование: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВОЕННЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРСЫ СОВЕТСКОГО СОЮЗА / Кредо: ДЕМОКРАТИЯ / Мечта: ПРОДОЛЖАТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ УГРОЗАМ.