На следующей неделе президент России Владимир Путин приедет в Соединенные Штаты для встреч с президентом Бушем (Bush) на его ранчо в Техасе и в Вашингтоне. Настало время явных решающих перемен в отношениях между двумя странами. Американские и российские наблюдатели не отмечали таких теплых отношений со времен "медвежьих объятий" Билла Клинтона (Bill Clinton) и Бориса Ельцина. Будем надеяться, этот роман окажется лучше предыдущего.
Г-н Путин быстро использовал предоставленную террористической атакой 11 сентября возможность решительно занять сторону Соединенных Штатов в войне против терроризма. Американская сторона охотно приняла этот поступок г-на Путина. По иронии судьбы, Усама бен Ладен (Osama bin Laden) оказался в неожиданной роли свата. Однако, станет ли это сближение чем-то большим, чем брак по расчету, как, например, союз Америки и Советского Союза во время второй мировой войны? До того, как мы будем совсем поглощены этим романом, необходимо проявить некоторый реализм - принимая во внимание события, происходившие в России в последние десять лет. Трудно себе представить, что не возникнет никаких разногласий, которые могут привести к очередному жгучему разочарованию.
В войне с терроризмом, г-н Путин очень быстро дал понять, что он желает быть на нашей стороне. Он был первым зарубежным лидером, позвонившим г-ну Бушу после атак 11 сентября, и поддержал войну в Афганистане. Его стремление переориентировать Россию на Запад нашло отражение в некоторых экстраординарных политических решениях. Он закрыл главную разведывательную российскую военную базу на Кубе, смягчил возражения России против расширения НАТО (которое ожидается в 2003 году) и ведет с американским правительством переговоры о Договоре об ограничении систем противоракетной обороны, который препятствует проведению испытаний, необходимых для создания системы противоракетной обороны США. Это совсем новые и очень важные события.
Как бы то ни было, г-н Путин, несомненно, пребывает в трудном положении, из-за отношения ко всем этим событиям российской общественности и его собственного правительства. Население России испытало огромное разочарование Соединенными Штатами в ходе 90-х годов. В опубликованном в 2000 году докладе консультативной группы по вопросам России спикера палаты представителей, возглавляемой республиканцем Крисом Коксом (Chris Cox), отмечается следующее: "Качество экономических советов, дававшихся администрацией Клинтона России, было настолько плохо, а последствия этих советов настолько ужасны, что восемьдесят один процент россиян полагает, что они специально предназначались для того, чтобы превратить Россию во второразрядную державу".
Сегодня, согласно данным Всероссийского центра исследований общественного мнения, только сорок один процент россиян поддерживают военные действия США в Афганистане; пятьдесят семь процентов выступают против них. Практически половина опрошенных, сорок семь процентов, считают, что Россия должна соблюдать нейтралитет. Эти данные совпадают с точкой зрения, выраженной несколькими исследователями в англоязычном "The Russia Journal", и заключающейся в том, что "Россия должна держаться подальше от каких бы то ни было военных действий в Афганистане. Мы сражаемся с терроризмом в Чечне, почему мы должны помогать американцам в Афганистане?"
Также является правдой и то, что ни президент России, ни его советники не отличались проамериканскими настроениями до нынешнего момента. Важным советником г-на Путина является бывший премьер-министр Евгений Примаков, который выступал за более тесные связи с арабским миром, а также с Китаем и Индией. Также имел место быть факт, что Россия больше стремилась к тесным отношениям c Европой, чем с Соединенными Штатами. Г-н Путин установил особенно тесные отношения с канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) - российский президент работал в Восточной Германии в качестве сотрудника КГБ - а так же с премьер-министром Великобритании Тони Блэром (Tony Blair) и премьер-министром Испании Хосе Мария Аснаром (Jose Maria Asnar). Российский природный газ поступает в ряд крупнейших стран Европы, с которыми Россия заключила крайне выгодные контракты.
Более того, руководитель России подписался за борьбу с терроризмом не только из чистого идеализма. Москва надеется, что атаки 11 сентября изменят взгляды США на войны в Чечне и Дагестане, которые г-н Путин называет войнами с терроризмом с первого дня своего пребывания в должности. Вчера, после встречи с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпайи (Atal Behari Vajpayee), г-н Путин предупредил: "Политика двойных стандартов может привести к изменению общего международного положения, и, принимая во внимание серьезность ситуации, это неприемлемо". Догадайтесь, какие двойные стандарты он имел в виду. Индийцы, считающие Кашмир внутренней террористической проблемой, без сомнения, кивнули в знак согласия.
Также на повестке дня России стоит вопрос списания долга Советского Союза, вступление во Всемирную Торговую Организацию, и отмена поправки Джексона-Вэника (Jackson-Vanik). Эта поправка была принята в 1974 году с целью введения против Советского Союза экономических санкций для того, чтобы облегчить эмиграцию религиозных меньшинств (поправка Джексона-Вэника увязывает вопросы свободы эмиграции с предоставлением режима наибольшего благоприятствования - прим. пер.). Г-ну Бушу нужно будет внимательно изучить вопрос о том, какую сделку он хочет заключить со своим новым другом. Если г-н Путин уедет с саммита с пустыми руками, то эта новая дружба может вызвать даже нечто большее, чем разочарование.