Карл Индерфурт в период 1997-2001 годов был помощником государственного секретаря США по делам Южной Азии
Маклин, штат Виржиния, 8 ноября 2001 года. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) после своей недавней встречи с министром иностранных дел России Игорем Ивановым провозгласил наступление новой эры: "Не только сама 'холодная война', но и период после 'холодной войны' также позади". Когда президент России Владимир Путин посетит президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) на его ранчо в местечке Крофорд, штат Техас, у них будет уникальная возможность превратить в реальность ободряющие слова г-на Пауэлла. К сожалению, им в своей работе придется иметь дело с тем материалом, который для них заготовлен - ядерные арсеналы двух держав все еще застряли в "холодной войне".
США и Россия все еще имеют в совокупности свыше 13000 дальнобойных, или стратегических, ядерных боезарядов, при этом единственно правдоподобными целями для применения столь разрушительной мощи могут быть объекты на территориях друг друга. Кроме того, обе страны имеют оценочно 6000 тактических ядерных боезарядов, размещенных в настоящее время на средствах доставки меньшей дальности - в большинстве своем у российской стороны. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев, в числе прочих, указывал, насколько это абсурдно. Тем не менее США и Россия все еще имеют планы быстрого "удара возмездия" (Речь идет об ответном или ответно-встречном ударах - прим. пер.), который может быть осуществлен в считанные минуты. Ракеты после пуска остановить невозможно. Риск несанкционированного или ошибочного пуска ракет возрастает с учетом того, что российская система боевого управления находится в плачевном состоянии.
Предстоит также обсудить серьезный вопрос об уменьшении угрозы попадания российского ядерного оружия, материалов и опыта во враждебные руки. В прошлом десятилетии совместными усилиями удалось достичь впечатляющих результатов, включая нейтрализацию более 200 т ядерных материалов. Но, согласно оценкам, в России накоплено достаточно плутония и урана (значительная часть которого хранится в условиях, которые не обеспечивают его безопасность), чтобы произвести десятки тысяч ядерных бомб. Если даже крохотная частица российского ядерного оружия, материалов или опыта просочится за пределы страны, то это будет удачей для государств или террористических организаций, которые могли бы причинить нам вред. Совершенно очевидно, что безопасность ядерного арсенала России и собственная безопасность Америки навсегда взаимосвязаны.
Когда президенты Буш-младший и Путин будут обсуждать эти вопросы, им следует знать, что конгресс США на своей последней сессии принял ряд мер с целью снижения ядерной угрозы - и скорее всего предложит двухпартийную поддержку дальнейшим инициативам, которые станут результатом саммита в Крофорде.
Обе палаты конгресса одобрили увеличение ассигнований на предложенные администрацией Буша-младшего совместные американо-российские программы по нераспространению оружия массового поражения. Сенат отверг также закон, который мешал сокращению американского ядерного арсенала ниже порога в 6000 стратегических ядерных боезарядов, который был установлен в результате договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений, что позволяет г-ну Бушу-младшему принять решение о более глубоком сокращении, которого, по его словам, он хочет. Президент Путин уже предложил, чтобы США и Россия сократились до 1500 ядерных боезарядов на стратегических носителях у каждой стороны. Ответ президента Буша-младшего должен быть соизмеримым и включать положения, которые позволят сделать взаимные сокращения арсеналов поддающимися проверке.
В июне конгрессмены Джон Спратт (John Spratt) и Эллен Тоскер (Ellen Tauscher), а также сенатор Мэри Ландрье (Mary Landrieu) внесли законопроект "О сокращении ядерной угрозы - 2001". В нем содержится призыв к широким сокращениям всех ядерных систем оружия - в том числе тактических, которые не охвачены ныне действующими договорами. После встречи в Крофорде этот законопроект должен стать одним из приоритетов конгресса США.
Десятилетие назад президент Буш-старший (George H. W. Bush) сказал, что у нас была "непревзойденная возможность" резко сократить арсеналы ядерного оружия во всем мире. История редко предоставляет второй такой шанс. Президентам Путину и Бушу-младшему такой шанс дается. Если они его не упустят, тогда мы в самом деле войдем в новую эру, которую провозгласил государственный секретарь США Пауэлл, когда не только сама "холодная война", но и период после "холодной войны" будут преодолены.