Господин президент,
Уважаемые дамы и господа!
"Немецкий бундестаг поддерживает готовность федерального правительства предпринять как проявление безграничной солидарности с Соединенными Штатами конкретные меры по оказанию помощи. Сюда входит политическая и экономическая поддержка, а также выделение соответствующих военных средств для борьбы с международным терроризмом". Это немецкий бундестаг решил подавляющим большинством голосов еще 19 сентября.
Давайте, вспомним о том, что Совет безопасности Организации Объединенных наций уже на следующий день после террористических актов единогласно приняла обязывающую все международное сообщество резолюцию 1368. В ней констатируется, что террористические акты представляют собой угрозу международному миру и безопасности и, исходя из статьи 51 Хартии Организации Объединенных наций, влекут за собой вступление в силу принципа права на самооборону. 4 октября Совет НАТО в соответствии со статьей 5 Североатлантического договора впервые в истории Союза объявил о наступлении случая нападения на одного из союзников. Союз незамедлительно предпринял первые шаги, направленные на поддержку США. Федеративная Республика Германия, тем самым, взяла на себя конкретные обязательства внести свой вклад в проведение мероприятий против терроризма.
7 октября Соединенные Штаты при поддержке Великобритании приступили к борьбе с терроризмом, начав военную операцию "Безграничная свобода". Американское правительство направило в наш адрес конкретные запросы. Они включают выделение сил по защите от применения ядерного, химического и бактериологического оружия, подразделения для организации эвакуации раненых, подразделений специального назначения бундесвера, транспортной авиации для переброски личного состава и грузов, а также подразделений из состава военно-морских сил, например, для осуществления контроля за соблюдением правил свободы судоходства и для защиты судов с опасными грузами. Вчера кабинет министров принял решение выполнить эту просьбу.
Тем самым, мы выполняем направленные в наш адрес просьбы и делаем то, что мы объективно можем выполнить, и что в данной ситуации должно являться политическим ответом. В целом в операции "Безграничная свобода" примут участие максимально 3 900 немецких кадровых военнослужащих и военнослужащих по контракту. Впрочем, одновременное применение всех военнослужащих не ожидается. Мандат ограничен сроком в двенадцать месяцев. Для продолжения его действия бундестаг должен принимать новое решение. Пока речь идет о выделении немецких сил, даже если уже сейчас у бундестага выспрашивается согласие на их последующее участие в операции. Такая процедура не нова.
Именно так бундестаг в полном соответствии с конституцией действовал, принимая решение по Косово от 16 октября 1998 года. Для меня важно констатировать следующее: речь не идет о немецком участии в нанесении авиационных ударов или выделении сухопутных войск. Вклад, который мы хотим сделать, является выражением нашей готовности ответить на возросшую немецкую ответственность за положение дел в мире конкретными действиями. Это делается также с немецких интересах.
Дамы и господа, многие люди в Германии, конечно, задаются вопросом, какие последствия будет иметь для нас немецкий вклад и особенно для военнослужащих. На него нет окончательного ответа. Я хорошо понимаю, что за любыми действиями за рубежом кроются риски и опасности. Но я хотел со всей ясностью заявить: мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить максимальную безопасность наших военнослужащих. Мы не единственные, кто вынужден нести свою ответственность и в форме военного вклада. Канада и Австралия относятся к тем государствам, которые принимают участие в мероприятиях. Турция тоже, Чешская Республика и наши европейские партнер Франция, Италия и Великобритания.
Дамы и господа, военные операции направлены на основе резолюции 1368 Совета безопасности против сети террористических организаций Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden) и против режима "Талибан" в Афганистане, поддерживающего терроризм. Не будем забывать, что в данном случае речь идет о режиме насилия, который несет ответственность за смерть многих тысяч афганцев, за угнетение и изгнание масс людей, а также за акты вандализма в сфере культуры. О режиме, который, помимо всего, поощряет террористические устремления с целью дестабилизировать ситуацию в арабских и мусульманских государствах.
Однако я еще раз подчеркиваю: войну против терроризма нельзя выиграть лишь одними военными средствам. Чтобы ответить на этот вызов, необходимы длительные усилия на самых различных уровнях. Мы не можем и не должны поэтому обсуждать вопрос о военном вкладе вне связи с такой всеобъемлющей стратегией безопасности и стабильности.
Дамы и господа, во время моей поездки на прошлой неделе в Пакистан, Индию, Китай и Россию я смог убедиться, что устранение режима "Талибан" рассматривается в качестве важной предпосылки для строительства достойного для человека будущего Афганистана. В этой связи на сообщество государств возлагаются на длительный период времени огромные задачи. Это относится к Европейскому союзу. В первую очередь, речь идет об усилиях по оказанию гуманитарной помощи, благодаря которой могут облегчены страдания миллионов афганцев. Судя по всему, многие еще не в полной мере осознали масштаб гуманитарной катастрофы. В любом случае мы должны и будем наращивать наши усилия в деле предотвращения голода и ликвидации нищеты среди беженцев. Кроме того, встанет необходимость оказания широкой экономической помощи в восстановлении Афганистана.
Не в последнюю очередь, речь пойдет о том, чтобы принять участие в создании рамочных условий для налаживания мирного сосуществования различных групп населения. Вместе с нашими европейскими партнерами мы выступаем за лозунг, который родился в самой стране. За лозунг, который объединяет все этнические группы и учитывает справедливые интересы соседних государств. Этот лозунг должен наполняться жизнью под эгидой Организации Объединенных наций. Германия при этом не будет уходить от своей ответственности.
Помимо этого мы хоти расширить наше сотрудничество со среднеазиатскими государствами. Мы заинтересованы в том, чтобы избежать дестабилизации обстановки из-за терроризма, исходящего из Афганистана. Для этого нам необходима всеобъемлющая концепция, которая наряду с политическим диалогом включала бы, прежде всего, экономическое сотрудничество в интересах развития.
Наконец, мы не должны снижать наши усилия в поисках решения ближневосточного конфликта. Нерешенный ближневосточный конфликт не должен быть оправданием для преступных действий террористов. Неустанная работа федерального министра иностранных дел по преодолению противоречий в регионе заслуживает уважения и признания. Во время встречи с моими европейскими коллегами в прошлое воскресенье мы били едины в том, что вызывающее глубокую озабоченность положение на ближнем Востоке требует вмешательства Соединенных Штатов, Европейского союза и России на самом высоком уровне.
Дамы и господа, сдерживание международного терроризма требует больших усилий и большого терпения. Мы все заинтересованы в том, чтобы быстро и успешно завершить военную операцию. И мы со всей ясностью приветствуем заверение американского правительства предпринять все меры, чтобы избежать жертв среди гражданского населения. Оказывая гуманитарную помощь, мы одновременно даем ясно понять, что военные операции направлены не против афганского народа, а против терроризма. В прошедшие годы одна лишь Германия предоставила гуманитарную помощь на сумму более 100 миллионов DM. Афганистан всегда был основной страной, куда направлялась наша гуманитарная помощь. И по этой причине мы сохранили в этом году председательство в Группе по оказанию помощи Афганистану.
Не менее, чем меры военного характера и гуманитарная помощь, важны политические и дипломатические усилия. К этому надо добавить экономические меры, как и необходимость сотрудничества спецслужб. Наконец, мы должны вступить в духовное противоборство с терроризмом. Это, прежде всего, означает, что нам придется столкнуться с феноменом, когда террористы превращают в инструмент для реализации своих преступных целей недостатки в сфере культуры, политики и в социальной области. Это идейное противостояние должно проходить в рамках диалога с мусульманскими обществами, которые, впрочем, тоже должны осознавать свою ответственность в деле совместного, мирного и гуманного развития.
Международная коалиция в борьбе с терроризмом может иметь успех только на основе такой всеобъемлющей концепции и совместных действий. Дамы и господа, в борьбе с терроризмом мы стоим перед большим вызовом времени. Эта борьба не без риска. Но в ней кроется и шанс устранить в начале 21 века и надолго угрозы для мирного существования и мирного сотрудничества народов.
Но в заключение я хотел бы сказать еще одно. Принимая наше решение, речь идет также о способности Германии быть союзником. Более 50 лет Соединенные Штаты всегда были солидарны с нами. Это были американцы, кто помог возвратиться нам в сообщество народов, кто гарантировал нашу свободу и поддержал наше государственное объединение. Многие десятилетия мы воспринимали солидарность американцев как нечто само собой разумеющееся и извлекали из этого для себя пользу.
Союзническая солидарность, однако, это не дорога с односторонним движением. И поэтому сегодня речь идет также о том, чтобы внести наш практический вклад в солидарность, которая отвечает нашим общим ценностям, нашим общим целям и нашему общему безопасному и свободному будущему. Мы делаем это в рамках открытой, демократической дискуссии, в которой присутствует и критика. Но, как надеюсь, также и с большой решительностью добиться результата.
Благодарю вас.