Министры иностранных дел и министры обороны Вашингтона и Москвы после своих многочисленных встреч последних дней стремятся прибегать к дипломатически сдержанным, ничего не говорящим формулировкам. Они просто говорили о прогрессе, избегая слово "согласие" и любую конкретность. В конце концов, право заявить об историческом прорыве должно быть предоставлено двум президентам - Бушу (Bush) и Путину - во время их встречи на следующей неделе. Уже сегодня есть признаки того, что такого прорыва можно ожидать: судя по всему, продолжавший несколько лет ожесточенный спор по поводу системы противоракетной обороны (НПРО) теперь улажен.
Путин, который еще недавно считал Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года - Договор по ПРО - краеугольным камнем всей системы безопасности, пошел напопятную. Россия все же молчаливо позволит США продолжить реализацию их планов. В обмен на это Вашингтон отказывается от официального выхода из Договора по ПРО, что не является его действительным признанием, поскольку этот документ после уступок с российской стороны и без того становится беспредметным. Формула компромисса - это, безусловно, очко в пользу американцев.
Военные стратеги обеих сторон и после окончания "холодной войны" рассматривали систему контроля над вооружениями как игру за достижение нулевого варианта. Если одна сторона выигрывает что-то нас воем поле, то другая имеет право ожидать выравнивания ситуации в другой области с тем, чтобы вновь восстановить общий баланс стратегического равновесия.
Буш дал понять, что он продолжает уважать эти правила игры времен "холодной войны". Сейчас он предложил России сократить арсенал ракет стратегического назначения. Речь идет о сохранении в будущем в арсеналах обеих сторон 2 000 боеголовок, что составляет треть их нынешнего количества. Путин недавно просил об этом, поскольку Россия по финансовым причинам не в состоянии поддерживать в боеготовом состоянии свой нынешний арсенал ракет.
Как предполагается, это не единственное предложение Вашингтона в адрес Москвы. Об этом свидетельствуют также высказывания министра обороны ФРГ Рудольфа Шарпинга (Rudolf Scharping) на проходившей в эти дни в берлине конференции по вопросам политики безопасности. Он потребовал рассмотреть вопрос о более тесном сотрудничестве с Россией и подписать в следующем году с Москвой на встрече в верхах соответствующие соглашения. При этом речь должна идти о проблемах разоружения, урегулирования кризисных ситуаций и, конечно, о борьбе против терроризма. Задачи, "которые не подпадают под статью 5 Североатлантического договора", сказал Шарпинг, приоткрыв, тем самым, очевидно, содержание дискуссии, которая идет в альянсе.
Но и это не все. Как утверждается, Буш, вероятно, предложит списать значительную сумму долгов России. Такая договоренность двух президентов за спиной других кредиторов выглядела бы пикантно, поскольку главным кредитором Москвы является не Вашингтон, а Берлин. Немецкая экономика не один год напрасно добивалась подписания соглашения о выплате долгов, которые частично были сделаны еще в советское время. В конечном счете, она была удовлетворена, так как Россия начала пунктуально выполнять свои обязательства.
Впрочем, как предполагается, по одной из тем достичь сближения на встрече Буш-Путин не удастся. В пакет последних договоренностей на данный момент не входит проблема расширения НАТО. Россия по-прежнему категорически выступает против членства стран Балтии. США, однако, хотят принять их в НАТО в рамках второго этапа расширения Союза, который пройдет в 2002 году в Праге.