Москва, 9 ноября 2001 года. Когда Владимир Путин на следующей неделе прибудет в Вашингтон, он станет первым после развала Советского Союза российским руководителем, который не просит подаяния с шапкой в руке. Это тот редкий случай, когда Москва может многое предложить и не просит за это наличных денег.
После трех лет устойчивого экономического роста Россия заявляет, что не нуждается в жирном чеке от Международного валютного фонда (МВФ). Она раздражена тем, что западные правительства не согласились на реструктуризацию долгов советской эпохи, составляющих примерно 40 млрд. долл. США, но она обещала платить по долгам и в этой связи не стучит кулаком по столу. Г-н Путин призвал иностранные компании увеличить прямые инвестиции, которые текут в Россию тонким ручейком - в этом году они составили всего 1,3 млрд. долл. США, тогда как инвестиции в Китай превысили 48 млрд. долл. - но его советники говорят, что куда важнее то, что российские компании начинают инвестировать в свою собственную страну.
В отличие от своего предшественника, Бориса Ельцина, который частенько обращался к Соединенным Штатам с просьбами бросить России экономический спасательный круг, г-н Путин сосредотачивает усилия на восстановлении политического и дипломатического статуса России. Он приветствует любые способствующие достижению этой цели экономические уловки вроде членства во Всемирной торговой организации (ВТО) или отмены действующих со времен "холодной войны" торговых санкций против России. Но г-н Путин не просит ничего такого, что можно было бы рассматривать как подачку.
Россия, заявил г-н Путин на прошлой неделе бизнесменам, собравшимся на Всемирный экономический форум в Москве, "перестала надеяться на иностранные займы и начала жить по средствам". Его настойчивые призывы к самопомощи популярны дома, где многие люди испытывают чувство унижения по поводу сделанных в годы правления Ельцина займов на многие миллиарды долларов.
Удерживающиеся длительное время высокие мировые цены на нефть, помогая России в последние три года сохранять среднегодовой темп экономического развития порядка 6,4%, позволили г-ну Путину роскошь чувствовать себя уверенным в своих силах и возможностях. Но некоторые экономисты предупреждают, что Россию могут ожидать неприятности теперь, когда цены на нефть падают и появляются другие проблемы.
Этика бизнеса хотя и улучшается, но все еще соблюдается избирательно. Слабо стоящие на ногах банки не могут давать достаточные займы мелкому бизнесу. И около 13 млрд. долл. США в этом году утечет из России в более безопасные места вроде Кипра и Багамских островов. Однако не менее значительное число реальных и долговременных улучшений придало г-ну Путину уверенности. Финансовая дисциплина в России никогда не была лучше. В этом году второй год подряд бюджет будет исполнен с профицитом в 3%, а резервные запасы "Центробанка", еще несколько лет назад составлявшие всего 10,8 млрд. долл. США, выросли до 38,5 млрд. долл. Поскольку Россия продолжает выплачивать внешние долги, общественный долг сократился до 52% валового внутреннего продукта (ВВП), что является самым низким уровнем за последнее десятилетие.
Если иностранные инвесторы все еще не хотят рисковать в России, то местные бизнесмены при г-не Путине чувствуют себя в большей безопасности и вкладывают больше капиталов в будущее. Внутренние инвестиции с примерно 17% ВВП в 1998 году возросли до 22%. И эти фонды, как утверждает кремлевский экономический гуру Андрей Илларионов, расходуются куда более эффективно, чем в 1990 году, когда советские плановики направляли 60% на рост ВВП, который все равно продолжал сокращаться. "Сегодняшняя Россия фундаментально отличается от той, какую мы имели 10 лет назад", - утверждает г-н Илларионов.
Итак, что же будет, если цены на нефть резко пойдут вниз? России, как считает работающий в Москве экономист фирмы "Goldman Sachs" Эл Брич (Al Breach), придется сократить запланированные на следующий год сильно увеличенные бюджетные расходы и позволить обменному курсу валют падать быстрее. Но он уверен, что рост ВВП страны продолжится вне зависимости от цены на нефть, поскольку "люди инвестируют, пытаются улучшить финансовое положение своих компаний и найти новые рынки сбыта для своей продукции. Россия испытывает типичный для раннего этапа переходного периода экономический подъем, который наблюдался в Польше, Венгрии и в прибалтийских государствах в первой половине 90-х годов".
Объем железнодорожных перевозок по России с 1998 года вырос на 28%, поскольку нефтедоллары и резкая девальвация рубля вдохнули новую жизнь в промышленный сектор, который охватывает все, от переработки сельскохозяйственной продукции до машиностроения. Поскольку банки слабы, эти деньги не дошли до малого и среднего бизнеса, как могло бы быть. Уважаемый либеральный законодатель Григорий Явлинский заявляет, что дальнейший экономический рост будет "невозможен", если только государство не осуществит коренную реформу банковской системы, не прекратит субсидировать газовые и электрические монополии, не выстроит новую инфраструктуру и не внушит народу уважение к правам собственности и к закону.
Г-н Путин обещает заняться этими проблемами, но говорит, что не ожидает иностранной помощи, в частности, не рассчитывает на вознаграждение за его поддержку американской кампании воздушных бомбардировок в Афганистане. "Россия не ожидает уступок или каких-либо выплат за свою позицию поддержки вашей страны в борьбе против терроризма, - заявил г-н Путин репортерам американской телевещательной сети ABC на этой неделе. - Россия не собирается торговаться".
Кое-что из этого, разумеется, является всего лишь умелой тактикой ведения переговоров. Г-н Путин не хочет ослаблять свои позиции на переговорах, показывая чрезмерную заинтересованность в получении преференций. Большинство экономистов говорит, что он безусловно не отказался бы от предложения о реструктуризации или списании части российских долгов советской эпохи. Хотя большая доля долгов приходится на европейские правительства, Соединенные Штаты могли бы помочь России заключить подобное соглашение.
Серьезные изменения в России при власти президента Путина коснулись не только цифр, но также менталитета. Даже либеральные российские экономисты, многие годы поддерживавшие значительную часть программы МВФ для России, теперь заявляют, что их страна будет жить лучше, если станет находить собственные решения своих финансовых проблем. Кое-кто из ближайших советников г-на Путина чрезмерно превозносит самодостаточность. Бывший премьер-министр Сергей Степашин, который встал во главе антикоррупционной организации, говорит, что Россия в действительности не нуждается в иностранных инвестициях. "Нам нужно, чтобы в нашей экономике работали наши же деньги", - считает он.
В тех случаях, когда это России выгодно политически или экономически, г-н Путин обращается за помощью к Западу. Он заинтересован во вступлении своей страны в ВТО и рассчитывает на американскую поддержку своей заявки на вступление в члены этой организации. В этом г-н Путин на несколько шагов впереди местных бизнесменов, многие из которых опасаются иностранной конкуренции и потихоньку лоббируют в пользу еще нескольких лет изоляции.
Г-н Брич как экономист считает критически важным тестом то, как Россия приспосабливается к требованиям членства в ВТО. "То, что происходит сегодня в России, великолепно, - сказал он. - Но на среднесрочную перспективу реально важно ответить на вопрос, останется ли Россия в основном отделенной от остального мира или Россия станет частью глобальной экономической системы┘ создав структуры и законы, аналогичные тем, что есть на Западе?"