Москва, 12 ноября 2001 года. Сейчас, когда российский президент Владимир Путин готовится лететь в Соединенные Штаты Америки для встречи с американским президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush), многие россияне надеются, что проводимая г-ном Путиным политика тесной поддержки бывшего противника времен "холодной войны" в борьбе против терроризма принесет России конкретные результаты. В последние несколько дней официальные представители обеих стран стараются умалить ожидания общественности, однако наблюдатели считают, что г-ну Путину после переговоров на этой неделе в Белом доме (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) и на ранчо г-на Буша-младшего в местечке Крофорд, штат Техас, надо бы возвратиться домой с важными уступками.
Мало кто сомневается, что 24 сентября г-н Путин сделал исторический шаг, предложив США сотрудничество в вопросах разведки и воздушные коридоры, а также сняв возражения против размещения в государствах Средней Азии иностранных войск для действий против Афганистана. За этим последовало его обещание закрыть российские военные базы на Кубе и во Вьетнаме - два символических пережитка советского военного присутствия за рубежом. Г-н Путин и его советники также все чаще намекают на новую гибкость в интерпретации Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Даже посол США в Москве Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) на этой неделе признал: "Если не считать Великобритании, Соединенные Штаты получили от России более объемистый пакет предложений о поддержке, чем от любого другого союзника".
Вопрос в том, что необходимо предпринять, чтобы гарантировать новообретенному альянсу долгую жизнь, а г-ну Путину - сохранение столь необходимой ему поддержки его прозападной политики у себя дома. Г-н Путин повел себя как государственный деятель, когда настойчиво уверял, что он не торгуется, но просто реагирует на опасность терроризма, которая угрожает его стране в той же мере, что и Соединенным Штатам. "Россия не ожидает каких-либо уступок или платы за свою позицию поддержки вашей страны в борьбе против терроризма", - заявил он в интервью американской телевещательной компании ABC.
Но заместитель главы московского отделения аналитической организации Фонд Карнеги Дмитрий Тренин говорит: "Россия не станет что-то просить публично, но была бы признательна Западу, если бы тот пошел навстречу ее нуждам. Путину важно показать, что он не такой наивный, как Горбачев, или безразличный, как Ельцин, но что он устанавливает прагматичные отношения".
Владимир Лукин, один из руководителей прозападного движения "Яблоко", на прошлой неделе намекнул на возможные ставки, когда сказал, что никто не просит вознаграждения перед тем, как броситься тушить пожар в доме соседа, но "совсем другое дело, когда сосед, если, конечно, он добропорядочный, тебя благодарит после того, как вы совместно потушили пожар".
Россия уже начала получать дивиденды от своей позиции, что, как подчеркнул г-н Путин, нашло отражение в тех мерах, которые он начал претворять в жизнь задолго до событий 11 сентября. Министр торговли США Дональд Эванс (Donald Evans) в знак признания путинской программы ориентированных на рынок реформ в экономике и в структуре управления, а также его предусмотрительной финансовой политики дал политический толчок новой волне интереса к иностранным инвестициям (в Россию - прим. пер.).
Участники переговорного процесса говорят, что в последние недели возрастает готовность Соединенных Штатов поддержать статус России как страны с рыночной экономикой в рамках существующих планов облегчения ее скорейшей интеграции во Всемирную торговую организацию (ВТО) - что г-н Путин считает одной из своих важных задач. Ранее в этом месяце администрация Буша-младшего начала обсуждать вопрос от отмене поправки Джексона-Вэника (Jackson-Vanik) от 1974 года, которая первоначально имела целью ограничение торговли с бывшим Советским Союзом в наказание за ограничения на эмиграцию евреев. Эта поправка все еще раздражает Кремль, несмотря на то, что сменяющие друг друга американские администрации регулярно отменяют ее действие на неопределенное время.
Белый дом, равно как и ряд правительств европейских стран также умерил критику жесткого курса России в мятежной республике Чечня. Фокус высказываний Соединенных Штатов сместился с проблемы нарушений прав человека и необходимости поиска решения на существование связей между чеченскими повстанцами и международными террористами. Более того, утечки (информации - прим. пер.) последних нескольких дней заставляют думать, что г-н Буш-младший в настоящее время готов, идя навстречу требованиям российской стороны, сократить количество ядерных боезарядов на стратегических носителях США до 1750 единиц - куда сильнее, чем предусматривалось его прежней политикой. Он уже дал указание временно отложить испытания противоракет, которые Россия считает потенциально нарушающими Договор по ПРО.
Но и после этого остается длинный перечень пожеланий, высказанных различными заинтересованными группировками в России, включая новые списания долгов советской эпохи. Г-н Путин подчеркнул желательность того, чтобы его страна была в политическом и военном плане интегрирована в современную мировую систему, а в конце недели призвал к тому, чтобы России дали роль в процессе принятия решений в Организации Североатлантического договора (НАТО). Ранее в этом месяце посол США в Москве Александр Вершбоу намекнул, что после того, как будет найден компромисс на переговорах по вопросу Договора по ПРО, откроются перспективы для более широких стратегических отношений с Россией. Такие отношения, вполне возможно, будут включать расширение участия России в принятии совместно с НАТО решений по борьбе с международным терроризмом, а также новый американо-российский договор.
В данное время обе стороны стремятся приуменьшить чрезмерно высокие надежды на прогресс в ближайшее время. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов и советник президента Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в последние дни говорят, что на этой неделе не удастся договориться о всеобъемлющей новой основе отношений в области стратегических вооружений. "Я не думаю, что саммит в Крофорде станет поворотной точкой, - сказал г-н Тренин. - Это будет один из моментов, которые способствуют переориентации российско-американских отношений в направлении квази-союзничества. Он позволит поддержать инерцию обсуждений, которые представляют собой золотую возможность для того, чтобы покончить с наследием 'холодной войны'".