Интернет, персональный компьютер, модем, виртуальная реальность, бесплатное программное обеспечение, как, например, оперативная система Linux, не разрабатывались правительствами или большими фирмами. Это плод изобретения энтузиастов, которые попытались осуществить свои идеи, объединившись с другими людьми со схожими интересами. Речь идет о "хакерах" - это жаргонное слово обозначает людей, которые одержимы программированием и считают этическим долгом использовать свою компетенцию, создавая бесплатные программы и облегчая доступ к информационным системам. Таковой, по крайней мере, всегда была "этика хакеров".
Тогда, в начале 60-х годов, группа программистов Массачусетского технологического института стали называть себя "хакерами". В дальнейшем, этот термин стал синонимом преступника в сфере информационных технологий. Дабы избежать путаницы и сравнений с теми, кто создает вирусы и вторгается в информационные системы, провоцируя повреждения и принося вред, хакеры стали называть их "крэкерами" ("cracker", взломщик). Однако общественное мнение не видит разницы между хакерами и крэкерами. Успех свободно распространяемого программного обеспечения, "open source" software, как, например, системы Linux, ведет к переоценке этического аспекта деятельности хакеров.
Все это объясняет нам в книге "Этика хакеров и дух информационной эры" (оригинал книги на сайте www.hackerethic.com ) финский философ Пекка Химанен (Pekka Himanen), преподающий в Университете Хельсинки. Соавторами выступили социолог Мануэль Кастеллс (Manuel Castells) и мифический Линус Торвалдс (Linus Torvalds), один из самых почитаемых в мире информатики хакеров, создавший в 1991 году, еще будучи студентом, оперативную систему Linux.
Сегодня Linux привлекает миллионы пользователей и тысячи программистов, пишущих для него соответствующие коды. Уже Microsoft начинает воспринимать его своим серьезным конкурентом. Необыкновенные результаты, достигнутые хакерами, являются следствием совершенно иного подхода к работе. Этика хакеров не подразумевает наличия рабочего графика, который ориентировался бы на жесткие экономические схемы, применимые в условиях больших предприятий. У них нет ограничений по времени и желания побольше "щадить себя", превозносятся такие ценности, как личная жизнь, равноправие и обмен знаниями и навыками.
Подобная концепция работы является очень функциональной при зарождении "dot.economy", и означает крах кальвинистской этики, выраженной в знаменитом трактате Макса Вебера (Max Weber) "Протестантская этика и дух капитализма". Этика хакеров, настаивает Химанен, может найти применение повсюду и становится синонимом того энтузиазма по отношению к работе, который начинает обретать популярность в наш информационный век.
Новая этика работы бросает вызов и с точки зрения этики экономических отношений. Свободный доступ к информации - не самый лучший способ заработать деньги в наше время. Напротив, именно владение информацией и есть прямой путь к деньгам. И кризис Net Economy, которая верила в модель бесплатного предоставления информации в обмен на завоевание аудитории, кажется, утверждает правоту старой модели экономики. Но как показывают удачные эксперименты по обмену "peer-to-peer" (например, сеть обмена музыкальными файлами Napster), дискуссии среди хакеров о природе экономики информационной эпохи могут привести к новым моделям и к новым вызовам существующим принципам. Все еще впереди.