12 ноября 2001 года. После круговорота дипломатических встреч в конце прошедшей недели в Нью-Йорке президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) на этой неделе намерен уделить все внимание одной стране и одному лидеру. Г-н Буш-младший и российский президент Владимир Путин проведут вместе три дня в Белом Доме (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) и на ранчо г-на Буша-младшего в штате Техас, пытаясь укрепить удивительно сердечные отношения, которые установились между этими двумя людьми и их народами в последние месяцы. Хотя препятствия остаются, г-н Буш-младший и г-н Путин, кажется, стоят на пороге решений, которые могут открыть новую эру сотрудничества. Г-н Путин после 11 сентября придал отношениям критически важное ускорение, оказав сильную поддержку кампании г-на Буша-младшего против международного терроризма. Он расчистил американским вооруженным силам путь к использованию баз в Узбекистане и Таджикистане, граничащих с Афганистаном среднеазиатских странах, которые когда-то были советскими республиками. Москва также помогла вооружить повстанческие силы в Афганистане. На переговорах, которые начинаются завтра, два лидера могут укрепить свое сотрудничество в борьбе против Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) и других террористических угроз и уменьшить свои разногласия в вопросе контроля над вооружениями и в других вопросах.
Хотя советники обоих президентов предупреждают, что на этой неделе едва ли будет заключено формальное соглашение о контроле над вооружениями, обе стороны все ближе подходят к нему. Москва очевидно готова согласиться на испытания компонентов системы противоракетной обороны (ПРО), которые хочет провести администрация Буша-младшего, если только Вашингтон не станет формально отказываться от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Вполне возможно, этот договор удастся сохранить, если два лидера согласятся на положения, разрешающие создание и развертывание ограниченных оборонительных систем. Было бы большой ошибкой, если бы Вашингтон вышел из Договора по ПРО, который помогает поддерживать ядерный мир вот уже три десятилетия.
Страны близки также к соглашению о сокращении более чем на две трети, быть может до уровня 1500-2000 единиц у каждой стороны, своих ядерных боезарядов на стратегических носителях. В настоящее время США имеют около 7000, а Россия - немногим менее 6000 единиц. Подобные сокращения существенно снизили бы ядерную опасность и затраты (на ядерные системы оружия - прим. пер.), в том числе уменьшили бы риск случайного запуска ракеты с ядерной головной частью или кражи ядерного боезаряда в условиях обветшания российской военной инфраструктуры.
В ходе встречи г-ну Бушу-младшему и г-ну Путину следует обсудить пути и способы повышения ныне недостаточной безопасности российского ядерного оружия и материалов. Президенту Бушу-младшему, который на прошлой неделе предупредил, что бен Ладен стремится завладеть компонентами для производства ядерной бомбы, следует поддержать усилия конгресса США по увеличению на 100 млн. долл. ассигнований на программы помощи России в деле безопасного хранения ее запасов обогащенного урана и плутония.
Отношения России с Ираком и Ираном остаются источником трений между двумя державами. Ирак воспользовался российской помощью для того, чтобы избежать международных инспекций своих систем оружия и уклониться от санкций Организации Объединенных Наций (ООН). Россия надеялась, что лоббирование в пользу облегчения санкций принесет ей новые деловые контракты и возможность получить с Ирака долги советской эпохи. Эти коммерческие соображения должны быть подчинены острой необходимости обуздать нелегально осуществляемые Ираком программы в области биологического и химического оружия.
Аналогичные заботы связаны с осуществляемым Москвой строительством ядерного реактора и продажей российского оружия Ирану. Эти сделки помогают поддержать оказавшихся в трудном положении российских производителей оружия и российскую атомную индустрию. Но, если г-н Путин действительно хочет быть полноправным партнером в борьбе против терроризма, то должен дать согласие на ограничение сделок по продаже оружия и сделок в области атомной энергетики с такими странами, как Иран, который отказывается порвать связи с международными террористами.
Г-н Буш-младший после своей первой встречи с г-ном Путиным в июне с.г. четко дал понять, что считает, что улучшенные отношения с Россией могут стать главным достижением его президентства. На этой неделе у него имеется шанс приблизить эту цель.