Вашингтон, 12 ноября 2001 года. Предстоящий на этой неделе американо-российский саммит несмотря на все отчаянные переговоры о ядерных боезарядах в действительности ставит во главу угла вопрос о том, могут ли бывшие противники, чье острое соперничество в течение полувека разделяло весь мир, стать настоящими друзьями? Предполагается, что могут.
Два невероятных новых политических приятеля - бывший шпион КГБ и техасский нефтяник, сын бывшего президента США - намереваются продемонстрировать своим народам новые тесные взаимоотношения, включая и ночевку Владимира Путина на техасском ранчо Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) - честь, которой до сего времени не удостаивался ни один из иностранных лидеров.
"Для Путина самое важное в этом саммите - представить Россию как младшего партнера Америки, - сказал Димитрий Саймс (Dimitri K. Simes), президент вашингтонской аналитической организации "Центр имени Никсона" (Nixon Center), - Путин понимает, что Россия не может быть равноправной. Ее ресурсы и возможности совершенно отличны от наших. Но он хочет, чтобы к нему относились как к партнеру. И если это случится, все остальные элементы окажутся на месте".
Одним из двух самых важных вопросов для обсуждения на саммите является судьба Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Г-н Путин выступает за его сохранение, в то время как г-н Буш-младший хочет его расторгнуть или видоизменить, чтобы продолжить свою программу создания противоракетного щита Америки. Другой ключевой вопрос на повестке дня саммита связан с решением о взаимном сокращении в следующем десятилетии числа ядерных боезарядов на стратегических носителях более чем на две трети.
Отчасти из-за споров среди официальных лиц США относительно того, насколько сильно готов сократиться Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.), Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) пытается приуменьшить ожидания, связанные с важным соглашением по любому из двух вышеназванных вопросов.
Согласно выводам из недавно завершенного пересмотра стратегических потребностей США, Пентагон считает возможным сократить нынешний американский арсенал, в котором насчитывается 7000 ядерных боезарядов на стратегических носителях, до уровня порядка 1800-2300 единиц. Однако один высокопоставленный представитель администрации Буша-младшего сказал, что Пентагон "не вполне спокоен" относительно этих цифр. Россия, которая не может себе позволить содержать свои 6000 ядерных боезарядов на стратегических носителях, предпочла бы сократиться до 1500 единиц.
Соглашения по обоим вопросам неизбежны, однако, как считают специалисты, совсем не обязательно станут результатом предстоящего саммита, причем это не особенно отразится на более широком процессе укрепления взаимных связей. Президент США Буш-младший уже давно говорит, что американо-российские отношения - это нечто большее, чем отношения в сфере безопасности. Важное значение придается экономическим связям, важны и политические отношения.
Как недавно заявила репортерам советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), сегодня отношения совершенно иные, чем были прежде. По мнению г-жи Райс, отчасти мы этим обязаны нападениям террористов на Америку 11 сентября, потому что они создали новые возможности для американо-российского сотрудничества и "придали новый импульс" усилиям по примирению. Терроризм встряхнул Россию, у которой были и остаются проблемы с исламским экстремизмом. В самом деле, г-н Путин не так давно признался, что сразу же после нападений задавал себе мучительный вопрос, а все ли он сделал для предупреждения Соединенных Штатов об угрозе терроризма, исходящей из Афганистана. Г-н Путин немедленно вступил в антитеррористическую коалицию, поскольку она соответствовала дорогим его сердцу представлениям о коллективной безопасности. Администрация Буша-младшего, в свою очередь, была вынуждена признать, что нужен менее индивидуалистский подход к остальному миру.
По утверждению Эндрю Кучинса (Andrew Kuchins) из вашингтонского отделения Фонда Карнеги за международный мир, нападения дали г-ну Путину "политическое прикрытие" для шагов, которые он и без того уже предпринимал с целью укрепления связей России с Западом, и особенно с Соединенными Штатами Америки. В интересах избавления от наследия времен "холодной войны" и создания основы для будущего стратегического альянса для президента России не менее важны и многие другие вопросы. Например, две страны добиваются прогресса в деле переопределения отношений России с Организацией Североатлантического договора (НАТО).
"Разговоры о вступлении России в НАТО в лучшем случае преждевременны на несколько лет, - сказал старший научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Энтони Блинкен (Antony Blinken). - Но давно пора улучшить сотрудничество между Россией и НАТО. Контртерроризм, безопасность на море, противоракетная оборона на театре военных действий, обеспечение безопасного хранения и уничтожение запасов химического и биологического оружия, а также политическая стабильность на Балканах - все это вопросы, которые только выигрывают от более тесного сотрудничества России и НАТО.
Ускорение приема России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - еще один вопрос, в котором многие специалисты ожидают прогресса. Членство Москвы в ВТО, как сказала г-жа Райс, станет стимулировать экономическую реформу. Взаимный интерес представляет и отмена конгрессом США принятой в 1974 году поправки Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), которая была призвана наказать бывший Советский Союз за ограничения эмиграции евреев.
"Путину нужны доказательства не для него лично, но для того, чтобы убедить людей дома, что Соединенные Штаты теперь рассматривают Россию как западную страну, - сказал один высокопоставленный чиновник государственного департамента США. - Мы также понимаем, что чем больше мы будем показывать, что будущее России связано с Западом, тем быстрее она будет двигаться в этом направлении - и проводить демократические и экономические реформы".