Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Долгий путь Запада в Россию

Несмотря на потепление отношений, интеграция остается в отдаленной перспективе

Долгий путь Запада в Россию picture
Долгий путь Запада в Россию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на разговоры о том, что у России есть возможности интегрироваться в западное общество, попытка открыть в Москве небольшой информационный офис НАТО показала, насколько эти возможности далеки от осуществления

Несмотря на разговоры о том, что у России есть возможности интегрироваться в западное общество, попытка открыть в Москве небольшой информационный офис НАТО показала, насколько эти возможности далеки от осуществления.

Для того, чтобы зарегистрироваться в Москве НАТО потребовались годы препирательств по существенным и несущественным вопросам. Когда в феврале все было улажено, потребовалось еще шесть месяцев для того, чтобы открыть офис. Даже сейчас представительство столь важных союзников еще не открыто, несмотря на многочисленные обещания.

Задержки вызваны взаимным недоверием, бюрократической инертностью и безуспешностью переговоров. Это говорит о том, что России предстоит еще долгий путь, прежде, чем она будет включена в основные западные институты и интегрируется в мировую экономику.

"У нас абсолютно другие стандарты", - говорит Виктор Кувалдин, политический аналитик Фонда Горбачева. Этот исследовательский центр создан бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым, боровшимся за вестернизацию страны. С практической точки зрения, - считает Кувалдин, - надежда слить Россию с Западом "вопрос не сегодняшнего и не завтрашнего дня".

Российский президент Владимир Путин готовится на следующей неделе посетить США, где встретится с президентом Бушем (Bush). После событий 11 сентября отношения между двумя странами существенным образом изменились. Вновь появилась надежда, что Россия сможет стать партнером Запада.

Вероятно, Буш и Путин подпишут важное соглашение, которое поможет существенным образом сократить стратегические ядерные арсеналы обеих стран, но, при этом Соединенные Штаты будут иметь возможность проводить испытания системы противоракетной обороны, не выходя из договора по ПРО 1972 года.

Путин также выразил стремление к углублению сотрудничества с Западом и в других сферах: "В наших интересах интегрировать Россию в современное международное сообщество в полном смысле этого слова: в обороне, политике, безопасности", - сказал он в интервью компании АВС "20/20" на этой неделе.

Однако, этому стремлению могут помешать трудности на пути вступления в основные международные организации (Всемирная Торговая Организация, НАТО, Европейский Союз) в ближайшем будущем. В настоящее время политики считают, что Россия сможет вступить в ВТО не раньше 2004 года, а в НАТО и ЕЭС - в ближайшее десятилетие даже если и Россия, и эти организации будут стремиться к этому.

До приближающегося саммита президент Буш не смог сделать такую простую вещь, как предоставить России статус постоянного торгового партнера США. Согласно поправке Джэксон-Вэника от 1974 года, для того, чтобы пользоваться торговыми привилегиями, Россия должна предоставлять ежегодный отчет по своей эмиграционной политике. Эта процедура, к настоящему моменту ставшая чистой формальностью, весьма унизительна для Москвы. Буш рассчитывал ликвидировать эту поправку до время саммита но не смог получить одобрения Конгресса по этому вопросу.

"О новом союзе ведется много разговоров, однако администрации обеих стран сделали слишком мало в этом направлении и не определили, какие изменения нужно будет внести для этого", - говорит Сергей Караганов председатель Совета по Международной и Оборонной политике, имеющем тесные связи с правительством. -Появилась необходимость в ускорении процесса, причем в срочном порядке, иначе время будет упущено".

"Мы должны не только изменить отношение России к Западу, но и Запада, особенно Америки, к России", - говорит бывший российский премьер-министр Егор Гайдар, - "Это нелегко, но я надеюсь, что у американской политической элиты хватит воображения пойти на это".

Отношения России с НАТО показывают, что сделать это будет нелегко. Этот вопрос будет одним из главных в повестке дня саммита, но маловероятно, что "это приведет к появлению конкретных и выполнимых планов", - считает официальный представитель НАТО. Вместо этого, оба лидера, вероятнее всего "признают и лишний раз подчеркнут, что нам следует идти дорогой сотрудничества, предоставив мыслителям-креативщикам с обеих сторон пробиваться через идеи, которые пока находятся в состоянии развития".

На самом деле, Россия и Запад уже признали, "что существующие отношения не устраивают обе стороны", - говорит официальный представитель НАТО, но они даже не приступили к выработке планов по их изменению. И в самом деле, начиная с 11 сентября, самым многообещающим фактором стал интерес Путина и НАТО к "неформальному обмену информацией" с целью миновать бюрократические препоны.

Перспектива вступления России в НАТО влечет целый ряд трудных вопросов, начиная от философских (переосмысление целей и задач союза, образованного во время холодной войны) и заканчивая практическими решениями по определению уступок, на которые готова пойти каждая сторона. Например, сможет ли Россия отказаться от выгодных сделок по продаже оружия Китаю, Ирану или Ираку? Сможет ли Запад компенсировать значительные финансовые потери, которые крайне заинтересованная в притоке денежных средств Россия понесет, отказавшись от сделок по продаже оружия, приносящих ей ежегодно 4 миллиарда долларов.

Многие официальные лица и аналитики согласны в том, что Россия еще не соответствует существующим критериям вступления в НАТО. Помимо всего прочего эти критерии включают прозрачный военный бюджет, строгий контроль общества над вооруженными силами и надежные гарантии соблюдения демократических прав. Поскольку Россия захочет, чтобы для нее сделали исключение, НАТО придется нелегко, если она попытается оправдать необходимость такого отношения.

"Мы сейчас в тупике, - говорит официальный представитель НАТО, - Россия не хочет подавать заявку на членство в НАТО, а НАТО не может открыто пригласить ее, не обидев девять других стран, которые подали заявки на членство в этой организации".

В результате вместо вступления в эту организацию, многие политике в Москве, Вашингтоне и в штаб-квартире НАТО в Брюсселе концентрируют свои усилия на пересмотре связей между Россией и НАТО. Но даже при этом сохраняются огромные культурные и политические барьеры.

"С одной стороны, люди признали, что отношения между Россией и НАТО должны быть оформлены, и существует много соображений по поводу того, как это сделать, - говорит Роберт Нурик (Robert Nurick) руководитель Фонда Карнеги в Москве. - Но в организационном смысле эти механизмы работают очень медленно, если поручить это бюрократам, то это будет вечный процесс".

Формально Россия сотрудничает с НАТО через Совместный Постоянный Совет, созданный в 1997 году, чтобы успокоить Россию, когда в НАТО были приняты такие ее бывшие сателлиты, как Польша. Однако многие в Москве, как говорит Караганов, считают эту организацию номинальной. Вместо того, чтобы реализовывать принцип "19 плюс 1" как явствует из целей ее создания, по мнению российской стороны, она функционирует в режиме "19 против одного".

Владимир Лукин, вице-спикер нижней палаты парламента сказал, что ему нравится программа, при которой Россия не обязательно становиться членом НАТО. И при этом она пользуется статусом, позволяющим ей "принимать участие в совместном военном и политическом планировании априори, до принятия решений. Дискуссий недостаточно, мы должны найти пути формирования новых позиций".

Россия может укрепить экономические связи с Западом, поскольку возобновляется приток иностранных капиталов, прекратившийся после финансового кризиса 1998 года, кроме того, в следующем году начнутся переговоры о принятии России во Всемирную Торговую Организацию. Еще до взрывав в Международном Торговом Центре и Пентагоне Путин поразил иностранных экономистов, проведя в жизнь некоторые рыночные реформы, которые не смог осуществить его предшественник. Среди них новый земельный кодекс, позволяющий покупать и продавать городскую земельную собственность и гибкие подоходные налоги для частных лиц и организаций.

Складывающиеся между Россией и Западом новые дружеские взаимоотношения укрепили лидеров иностранного бизнеса в мнении, что Путин движется в верном направлении. Так на прошлой неделе официальные представители компании ЭкссонМобил (ExxonMobil) заявили, что компания начинает разработку нефтяных скважин на острове Сахалин. Лидеры компании выразили удовлетворение реформами в налогообложении, а также улучшением отношений между Вашингтоном и Москвой. Нефтяной гигант предполагает потратить 4,5 миллиарда долларов за 5 лет. Это самая крупная инвестиция в истории России. В первой половине этого года планируется инвестировать 2,5 миллиарда долларов.

Однако крупные сделки не могут скрыть того факта, что многие западные компании продолжают сталкиваться в России с проблемами, связанными с отсутствием надежной судебной системы и слабым корпоративным управлением.

Компания Sawуer Research Products из Огайо, которая производит кристаллы кварца, столкнулась в России с неприятной ситуацией. В 90х годах компания инвестировала деньги в проект во Владимире. Однако, несколько месяцев назад предприятие и 8,2 долларов инвестиций были захвачены партнерами в союзе с местными органами власти и судом.

Гэри Джонсон (Gary Johnson), президент и исполнительный директор компании Sawуer Research Products, говорит, что он - за большую интеграцию России в мировую экономику. "Однако, мы должны быть уверены, что этот процесс будет исходить из существующих реалий. Сказать, что это так, недостаточно для того, чтобы достичь результата".

Экономисты высказывают мнение, что российскому бизнесу предстоит пройти большой путь, чтобы приблизиться к западным стандартам. Огромной проблемой остается примитивная банковская система, по которой россияне не могут получать ипотечные кредиты и снимать деньги в другом городе. Они просто не доверяют банкам, и не хранят в них свои сбережения.

Тецуя Учида (Tetsuya Uchida), генеральный представитель Японского Банка Международного Сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation) в Москве говорит: "Они и не пытаются, они не делают никаких усилий, чтобы модернизировать свой финансовый сектор. Я думаю, что для интеграции России в мировую экономику им потребуется приложить значительно больше усилий".

Отсутствие современной финансовой системы в России является главным препятствием для вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Помимо этого необходима реструктуризация таможенных тарифов, лицензирование импорта, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, промышленные субсидии, технические торговые барьеры, меры по антидемпинговому регулированию.

"Несмотря на то, что холодная война осталась в далеком прошлом, а мы приобрели опыт политического партнерства, препятствия в экономике все еще остаются, - говорит Алексей Лихачев, член российской парламентской группой по ВТО. - Мы надеемся, что события 11 сентября помогут устранить многие препятствия, включая и эти".

Хотя Лихачев сказал, что в преддверии саммита занимался подготовкой предложений по ВТО для президента Путина, он дал ясно понять, что вступить в эту организацию до 2004 года даже при поддержке США нереалистично. А получить членство в Европейском Союзе еще менее реалистично. "У них гораздо более высокие требования", - считает Лихачев, - для нас лучше попробовать свои силы вначале в ВТО".

Но международные деловые круги дают России все больше шансов. "Теперь мы знаем, в каком направлении движется Россия, это очень хороший сигнал, очень сильный сигнал", - считает Тьерри Мальре (Thierry Malleret), представитель Всемирного Экономического Форума (World Economic Forum), собирающегося обычно в Давосе в Швейцарии. "Все знают, что на это может потребоваться много времени, такие радикальные вещи не приводятся в движение за одну ночь".