Вашингтон. Прямая телефонная линия между Кремлем и Белым домом была установлена для того, чтобы избежать Армагеддона, однако после террористических атак 11 сентября она использовалась в менее зловещих целях.
Президент России Владимир Путин позвонил для того, чтобы сказать, что его страна приостановила перемещения войск с тем, чтобы избежать недоразумений. "Мы отменяем состояние боевой готовности. Мы хотим помочь", - такие слова, по воспоминаниям Кондолизы Райс (Condoleezza Rice), советника президента Буша (Bush) по национальной безопасности, сказал г-н Путин ее руководителю. По мнению г-жи Райс, это был "определяющий момент для окончания "холодной войны".
И все же, несмотря на всю важность этого момента для американо-российских отношений, оставшееся двум странам в наследство от прошлого стремление считать друг друга противниками не может быть легко преодолено. Эксперты из обеих стран говорят, что старые соперники недалеко ушли от тех позиций, на которых они находились десять лет назад, сразу после распада Советского Союза. По мнению экспертов, установление доверия станет длительным процессом.
Сегодня, когда начинается саммит, в ходе которого г-н Путин посетит Белый дом и ранчо г-на Буша в Крофорде, в штате Техас, между надеждой на укрепление связей и сложными вопросами, которые предстоит решить на саммите, лежит огромная пропасть.
Некоторые аналитики, как, например, г-жа Райс, являющаяся экспертом американо-российских отношений, предвещают начало новой эры мирных, взаимовыгодных и "нормальных" отношений. "Никогда ранее американо-российские интересы не совпадали так, как сечас", - говорит Роберт Страусс (Robert Strauss), бывший посол США в Москве.
Однако, для некоторых других аналитиков, слово "нормальные" не является тем словом, которое можно будет применять к термину "отношения" в ближайшие годы. "Направление [взаимоотношений] многообещающее, однако Россия не является нашим союзником", - говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), профессор Стенфордского университета. "Если вы посмотрите на перечень потенциальных сфер конфликтов - противоракетная обороны, НАТО, Иран, Ирак, американское присутствие в Средней Азии - то вы увидите, что некоторые серьезные вопросы еще не разрешены", отмечает Макфол.
Взаимоотношения не являются нормальными, считает Фиона Хилл (Fiona Hill), эксперт по России из вашингтонского Брукингского института (Brookings Institute), так как "мы до сих пор думаем о России через призму безопасности". Пока во взаимоотношениях преобладают такие вопросы, как нераспространение ядерных вооружений и материалов, и вопросы противоракетной обороны, "мы продолжаем разбираться с проблемами, доставшимися нам в наследство от "холодной войны".
Чтобы быть точным, необходимо отметить, что отход от традиционных позиций в сфере безопасности ускорился после событий 11 сентября. Например, выгоды, которые Россия может получить от сотрудничества в войне с терроризмом, побудили г-на Путина отойти от занимаемых ранее позиций по поводу расширения НАТО. Предпочитая видеть в возросших интересах США в Средней Азии потенциальные выгоды, а не угрозу, г-н Путин проведет день в Хьюстоне, встречаясь с лидерами бизнеса в качестве шага, направленного на укрепление энергетического потенциала России.
Отчасти скептицизм по поводу нынешней эйфории от американо-российских отношений порождается наличием ощущения, что "мы это уже проходили". Это чувство особенно сильно в России.
"Мы потеряли целое десятилетие, предпринимая попытки присоединиться к западной цивилизации, - говорит Александр Коновалов, директор независимого московского Института стратегических оценок. - У нас были романтические представления о процессе, в котором мы участвовали, и когда наше общество столкнулось с трудностями, мы быстро разочаровались".
"Поведение" Запада также не соответствовало ожиданиям россиян. Всего два года назад военная кампания НАТО в Косово, части Югославии, являющейся союзником России, одинаково шокировала и российских коммунистов, и российских либералов.
"Российские демократы всегда утверждали, что НАТО неспособна совершить агрессию, так как контролируется парламентами шестнадцати государств, - говорит г-н Коновалов. - Это были темные времена для наших отношений с Западом".
Несмотря на заверения бывшего президента России Бориса Ельцина, что Россия хочет всего-навсего быть "нормальной европейской страной", она была просто не готова предпринимать какие-либо значимые шаги в этом направлении, считают аналитики.
Десять лет назад перед Россией одновременно стояли три основные задачи: переосмысление Советского государства, решение задачи экономических реформ, и переопределение места России в мире - все это во время, когда Соединенные Штаты вступали в золотое десятилетие экономического и политического могущества, не имея никаких соперников.
Добавьте к этому "целую серию проявлений откровенного пренебрежения" к России, как говорит г-жа Хилл, включающую расширение НАТО на территории бывшего советского государства, и деятельность НАТО на Балканах, и препятствия на пути улучшения отношений становятся слишком высокими.
Однако сегодня ситуация коренным образом отличается. Экономическое возрождение России, возможно, только начинается, однако, на протяжении последних двух лет г-н Путин подстегнул остановившиеся реформы, и экономика сейчас испытывает заметный рост. Медисон-авеню (улица в Нью-Йорке, центр американской рекламной индустрии - прим. пер.) не могла бы лучше изменить сложившийся в 90-х годах образ России как беззаконного, коррумпированного, олигархического государства, чем это сделал г-н Путин, бывший офицер КГБ.
Тем временем, Соединенные Штаты вступили в полосу спада, и ведут войну, которая изменяет всю старую концепцию безопасности. "В 90-х годах США были миром мечты, в то время как Россия переживала ночной кошмар, - говорит Клиффорд Гэдди (Clifford Gaddy), специалист по экономике России расположенного в Балтиморе университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University). - После 11 сентября ситуация как бы перевернулась".
Возможно, важнейшей причиной, по которой возник прогресс в отношениях, по мнению г-жи Хилл стало то, что "Соединенные Штаты нуждаются в России как никогда ранее".
То, что г-н Путин так стремится к сотрудничеству с США в войне с терроризмом, говорят эксперты, происходит потому, что он считает эту войну лучшим способом обуздания наиболее опасной, по его мнению, тенденции сверхдержавы (Соединенных Штатов - прим. пер.): считать себя непобедимыми, имеющими право действовать в одиночку в период после окончания "холодной войны".
"Для г-на Путина мир в период после событий 11 сентября предлагает благоприятную возможность лишить Соединенные Штаты иллюзии, что они возглавляют однополярный мир", - говорит г-н Гэдди. Это помогает объяснить, почему Россия противится идее администрации Буша произвести сокращения ядерных арсеналов, закрепив их "рукопожатием", а не официальным договором.
Для руководителя России, считает г-жа Хилл, настоящее время является удобным моментом "для вовлечения Соединенных Штатов в широкую многостороннюю структуру".