Когда российский президент Владимир Путин сегодня будет встречаться с Джорджем Бушем (George W. Bush), ему стоит помнить о том, что президент США ему нужен больше, чем он сам нужен президенту США.
Возможно, что в глубине сердца он знает об этом. Он знает, что приехал из страны, в которой, несмотря на последние достижения в области экономики, все еще царит хаос. Ее армия настолько слаба, что не может выиграть небольшую войну в Чечне. Население этой страны сокращается по причине высокой смертности, вызванной чрезмерным употреблением алкоголя, недостаточным контролем за такими болезнями, как туберкулез, который уже давно не является проблемой для индустриального Запада.
Банковская система России пребывает в диапазоне от примитивной до несуществующей. Страна привлекает слишком немного иностранных инвестиций и производит мало промышленных товаров, с которыми можно было бы выйти на международный рынок. Хотя она и может похвастаться ростом валютного резерва за последние два года и значительной стабилизацией курса рубля, ее успехи можно отнести в основном за счет высоких цен на нефть и газ, приносящих более половины доходов от экспорта. Вторую половину приносит опять же по преимуществу экспорт сырья. После того, как в прошлом году упали цены на нефть, темпы экономического роста России также замедлились. Если они будут и дальше падать, экономические показатели последуют за ними.
Путин возглавляет слабое государство. В России нет необходимых институтов, чтобы гарантировать соблюдение договорного права, важнейшего постулата современной рыночной экономики. Путин предпринял шаги для подчинения губернаторов, однако регионы все еще напоминают феодальные государства, во главе которых стоят местные князьки, запускающие руки во все, что приносит прибыль. Известные российские "олигархи" успешно разворовали наиболее ценные куски государственной собственности, включая минеральные ресурсы, но так и не создали организаций, которые напоминали бы современные корпорации для того, чтобы управлять ими.
Со времени прихода к власти в марте 2000 года Путин работает над тем, чтобы внести элементы порядка в свое хаотическое государство, и ему удалось добиться на этом пути некоторых успехов, заслуживающих уважения. Он приручил анархическую Думу настолько, что теперь через нее можно проводить прогрессивные законы. Затем он протолкнул налоговую реформу, предусматривающую подоходный налог в размере 13%, что привело к вполне предсказуемым последствиям: сокращению случаев уклонения от уплаты налогов и увеличило доходы государства. Недавно он предпринял шаги для создания частного рынка по продаже городской земли в собственность. Оба шага представляют собой важные реформы, однако Путину нужно ускорить темп проведения реформ, если Россия хочет к 2050 году стать страной с современной экономикой.
Вернемся же обратно на ранчо. Сделка, которая там будет обсуждаться, касается ядерного оружия. В нормальном мире эта задача не была бы трудной. Обе стороны должны сократить свои арсеналы ядерного оружия, по меньшей мере, на три четверти, хотя и в этом случае в их распоряжении будет достаточно оружия, чтобы не раз и не два уничтожить планету. Они должны отказаться от устаревшего договора по ПРО 1972 года и признать тот факт, что России и США нужна защита от ядерного оружия, которое может попасть в руки государств-изгоев. Буш может законным образом выйти из договора по ПРО, предварительно уведомив Россию о своем намерении, но он хочет получить согласие Путина. России нужно просто сказать ДА.
К несчастью это не традиционно для России. Традиция и то, что называется "гордостью", требуют торговли. К несчастью, в прошлом это часто приводило ко лжи. Буш посмотрел в стального цвета глаза Путина, когда они впервые встретились в Словении и сказал, что этому человеку можно верить. Скорее он подумал, что этот человек способен к позитивному поведению, если ему представится шанс выбирать.
Однако российская история не способствует возникновению чувства доверия. Советский Союз нарушил первый договор по ПРО, когда в обход его условий построил радар. В начале 70х годов СССР подписал договор о запрещении биологического оружия и тут же приступил к производству миллионов тонн таких вирусов как сибирская язва и оспа. Даже в рамках самой советской системы процветало взаимное недоверие. Никто не мог быть уверен, что его сосед не работает на КГБ. Поскольку Советы контролировали все сферы общественной жизни, обман приобрел высокоразвитые искусственные формы на всех уровнях от директора завода и студента института до торговцев на Арбате, подвизавшихся на ниве покупки и продажи валюты.
Похоже, что Путин намерен порвать со старыми привычками. На пресс-конференции до отъезда в США, он сказал западным журналистам, что Россия стремится стать частью международного сообщества. Это хорошее начало. Россия заплатила высокую цену за изоляцию, на которую сама же себя и обрекла. Она не сможет добиться серьезного прогресса в экономической области до тех пор, пока не научится доверять другим странам, а те в свою очередь не научатся доверять России.
Самым быстрым способом развития для России могла бы стать китайская модель с подключением внешних ресурсов. Но ее невозможно реализовать в России, пока в ней создаются институты, которые могут насаждать контракты и соглашения. Подключение ресурсов западных банков в целях создания современной банковской системы могло бы сотворить чудеса.
Путин с завистью поглядывает на Китай, который на встрече в Дохе, Катар, станет членом ВТО. Этот сосед, которому россияне не доверяли и которого долгое время боялись, украл спичку и возможно, что одной спичкой дело не ограничится.
Российский президент не хочет, чтобы это повторилось. Он хочет, чтобы Россия получила статус члена ВТО. И хочет, чтобы Буш ему помог в этом. Однако у ВТО есть правила. Это правила, которые должны способствовать процветанию людей всего мира посредством устранения барьеров, которые эгоизм и недоверие накладывают на свободное развитие рынков. России еще много предстоит сделать, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым ВТО к кандидатам на вступление в эту организацию, особенно тем, которые защищают частные инвестиции иностранного капитала.
Только Россия может преодолеть препятствия на пути вступления в эту организацию, для этого ей в первую очередь нужно установить в стране власть закона. Однако Буш может помочь. Он может помочь реформам и продемонстрировать россиянам, что мировое сообщество настроено дружелюбно по отношению к их стране - демонстрация враждебного отношения уже нанесла России немало вреда. Путин однако должен будет сделать еще больше, чтобы доказать Бушу, что он - человек, который хочет положить конец конфронтации и который будет придерживаться достигнутых соглашений. Договор по ракетам - хорошее начало, может быть, самое лучшее начало.