Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Встреча Буш-Путин порождает большие надежды

Ни один российский лидер со времен Петра Великого не заглядывался так далеко на Запад, как это очевидно делает Путин

Встреча Буш-Путин порождает большие надежды picture
Встреча Буш-Путин порождает большие надежды picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если новое партнерство с США не материализуется, и особенно, если затормозится экономический рост, г-ну Путину, быть может, придется отступить или осуществить перестановки в своей администрации, а оба этих шага способны его дестабилизировать. "Это могло бы также повлечь за собой волну неверия в Запад, что гораздо более серьезно", - предупреждает Андрей Федоров из московского Совета по внешней и оборонной политике.

13 ноября 2001 года. Из дымящихся развалин Всемирного торгового центра (ВТЦ) поднялась новая надежда на фундаментальные перемены в отношениях между Россией и Западом. В столице США Вашингтоне явственно ощущается пока все еще осторожный оптимизм в связи с тем, что во вторник российский президент Владимир Путин начинает здесь переговоры с американским президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) - перед тем, как они оба отправятся на юг страны, на ранчо г-на Буша-младшего в местечке Крофорд, штат Техас. Даже неумолимый г-н Путин, не имеющий обыкновения употреблять в своей речи превосходные степени сравнения, сказал американским репортерам в Москве в конце этой недели, что российско-американское сотрудничество осуществляется "в масштабах┘ которые никогда ранее не существовали и которые было трудно себе представить" до событий 11 сентября.

Эти разделяемые многими в Вашингтоне большие надежды выразил на прошлой неделе сенатор-демократ, председатель сенатского комитета по иностранным делам Джозеф Байден (Joseph Biden). "Представляется, что ни один российский лидер со времен Петра Великого не заглядывался так далеко на Запад, как это очевидно делает г-н Путин. Поживем - увидим, но пока что кажется, что здесь имеет место искренняя попытка установить с Европой и с Соединенными Штатами такие отношения, которых никогда не было ранее". Г-н Путин, сказал он, по-видимому, пришел к выводу, что американо-российские отношения "уже больше не являются игрой с нулевой суммой".

По поводу этого оптимизма в Вашингтоне можно сразу же сделать два замечания. Первое, он являет собой резкий отход от глубокого пессимизма последних лет президентства Билла Клинтона (Bill Clinton). Второе, этот оптимизм пока еще не разделяют в большинстве своем те, кто формирует общественное мнение в российской столице. Причины этого взаимосвязаны. В представлении Москвы, Соединенные Штаты и Запад после окончания "холодной войны", казалось, обещали все на свете - но очень мало дали на самом деле. Вместо этого поток помощи стал уменьшаться на фоне роста сетований по поводу российской коррупции, затем вообще прекратился после экономического кризиса 1998 года в России. Многие в Москве опасаются, что снова будут разочарованы.

Г-н Путин, таким образом, со своим стратегическим решением безоглядно поддержать Вашингтон в его войне против терроризма - инициатива, которая несет с собой значительный риск - заскочил вперед большинства россиян. Президент России предложил помощь в форме сотрудничества разведывательных служб, предоставления воздушных коридоров и снятия любых препятствий к тому, чтобы Соединенным Штатам оказали поддержку среднеазиатские республики. Он также объявил о закрытии бывших советских военных баз на Кубе и во Вьетнаме, которые имели прямое отношение к конфликту в Афганистане. На базе Лурдес на Кубе размещался центр подслушивания, который, по утверждению некоторых аналитиков, входил в российскую систему проверки выполнения соглашений с Соединенными Штатами о контроле над вооружениями.

Г-н Путин в ряде случаев действует с позиции силы. Россия сегодня гораздо меньше зависит от - или нуждается в - иностранной помощи, чем в предыдущем десятилетии. Благодаря отмечающимся в последние 2 года высоким темпам экономического роста и ранее высоким мировым ценам на нефть России удается получать дополнительные доходы от (внешней) торговли и обеспечивать профицит бюджета, что даже позволило ей досрочно выплатить некоторые из взятых у Международного валютного фонда (МВФ) займов.

Предложенное г-ном Путиным Соединенным Штатам сотрудничество в (военной) кампании против движения "Талибан"в Афганистане многих застало врасплох не только своей глубиной, но также тем, что, по расширению, оно, казалось, позволило российскому президенту взять инициативу в свои руки и возложить на Запад обязательство отреагировать на нее.

В Москве задаются вопросом, не влекут ли столь рискованные шаги г-на Путина опасность для его популярности у себя дома и не подрывают ли они его способность осуществить внутренние реформы, особенно, если в обмен он получит мало уступок? "В ближайшие 2-3 месяца ему нужно будет показать, что он получил позитивные результаты, - говорит исследователь из московского центра Фонда Карнеги Андрей Рябов. - Это опасная ситуация".

Другой российский аналитик с хорошими связями добавляет: "Многие в военном руководстве и в секретных службах в частном порядке говорят, что наш президент заразился синдромом Горбачева и продает страну за гроши". Однако, по словам президента Центра имени Никсона в Вашингтоне Димитрия Саймса (Dimitri Simes), подобная критика немногого стоит - по меньшей мере, до того момента, когда г-н Путин начнет готовиться к президентским выборам в 2004 году. "Единственное мнение, которое реально что-то значит, это мнение самого президента Путина, хотя в средне- и долгосрочной перспективе, если будет казаться, что его провели за нос, ему придется либо скорректировать свой курс, либо стать уязвимым (для критики - прим. пер.)", - говорит г-н Саймс.

Г-н Буш-младший, напротив, должен прислушиваться к трубным голосам некоторой части консерваторов в своей администрации, которые не склонны отдавать России дань уважения. "В (американской) администрации расхождения во мнениях имеют куда большее значение", - говорит г-н Саймс. На данный момент г-н Буш-младший, кажется, решил, несомненно под влиянием своего советника по национальной безопасности и специалиста по России Кондолизы Райс (Condoleezza Rice), что высшим интересам Америки отвечают позитивные отношения с Москвой.

Выгоды могут быть разнообразными. Многие ожидают, что следствием (хороших отношений с Москвой - прим. пер.) станет более терпимое отношение России к испытаниям национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США - одного из первостепенных проектов в повестке президента Буша-младшего. Испытания различных противоракетных комплексов наземного, морского и космического базирования, которые сейчас разрабатывают Соединенные Штаты, запрещены подписанным в 1972 году Вашингтоном и Москвой Договором об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Теперь, утверждает Лоуренс Корб (Lawrence Korb), служивший в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) при администрации Рональда Рейгана (Ronald Reagan), а ныне заседающий в нью-йоркском Совете по международным отношениям, эти противоречия скорее всего будут разрешены специальной двусторонней комиссией, которая уже создана в соответствии с положениями Договора по ПРО.

Считается также вероятным, что будет объявлено о глубоких сокращениях стратегических ядерных арсеналов обеих стран, которые ныне превосходят 6000 ядерных боезарядов на стратегических носителях у каждой стороны. У России имеются серьезные финансовые проблемы с содержанием своего ядерного арсенала, поэтому она скорее всего нуждается в его сокращении вне зависимости от того, что предпримет в этом плане Вашингтон. Предложение Вашингтона о сокращении арсеналов, возможно, до уровня 2000 ядерных боезарядов имело целью успокоить россиян, озабоченных планами создания НПРО США.

Официальные лица американской администрации подчеркивают, что эти односторонние сокращения не являются эквивалентом договоров о сокращении вооружений, которые с таким трудом удавалось заключить в годы "холодной войны". Однако потенциальный недостаток односторонних сокращений заключается в том, что они могут быть неконтролируемыми; нам еще только предстоит узнать, какого рода режим проверки будет установлен.

Г-н Путин говорил также о необходимости таких отношений на период после "холодной войны", в которых структура Организации Североатлантического договора (НАТО) в ее нынешней форме будет сочтена непригодной. Он говорил самое меньшее о необходимости дать России реальную роль в принятии решений внутри альянса.

Шаги российского лидера уже породили голоса - в том числе в последнем выпуске журнала "Washington Quarterly", где опубликована статья влиятельного политика Джеймса Бейкера (James Baker), который был государственным секретарем США в администрации Джорджа Буша-старшего (George Bush Sr.), отца нынешнего президента - что Россия может вступить в НАТО. Г-н Бейкер завтра встречается с г-ном Путиным в Хьюстоне. Г-н Корб заявляет, что приглашение России стать членом альянса - при условии, что она будет отвечать пяти критериям членства в НАТО, в том числе станет зрелой демократической страной с главенством закона и рыночной экономикой - вполне возможно, будет сделано в ноябре, на следующем саммите стран НАТО в Праге.

Надежды на саммит поднялись настолько высоко, что официальные лица США пытаются приуменьшить перспективы достижения прорыва. "Это не тот саммит, где можно будет перевязать пакет соглашений о контроле над вооружениями большой красной лентой, как мы делали в старые времена", - сказала в конце недели г-жа Райс.

В самом деле, большую опасность представляют не кратковременные разочарования, а возможность, что надежды на прогресс двусторонних отношений станут чрезмерно высокими и снова будут разбиты. Андрей Федоров из московского Совета по внешней и оборонной политике предупреждает, что, если новое партнерство с США не материализуется, и особенно, если затормозится экономический рост, г-ну Путину, быть может, придется отступить или осуществить перестановки в своей администрации, а оба этих шага способны его дестабилизировать. "Это могло бы также повлечь за собой волну неверия в Запад, что гораздо более серьезно", - говорит он.