Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Саммит Буш-Путин открывает новые возможности

Ранчо в Техасе, быть может, является именно тем местом, где президенты Буш-младший и Путин смогут выстроить свое сотрудничество

Саммит Буш-Путин открывает новые возможности picture
Саммит Буш-Путин открывает новые возможности picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Встречи между президентами Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным на этой неделе открывают пять важных возможностей для углубления и дальнейшего улучшения отношений. В их числе достижение взаимопонимания по вопросам ограниченной системы противоракетной обороны, Афганистана в пост-талибский период, Ирака, совместных усилий по оказанию Индии и Пакистану помощи в мирном урегулировании, а также западных инвестиций и американской поддержки приема России во Всемирную торговую организацию.

Констанин Менгес, старший научный сотрудник Гудзонского института, был специальным помощником президента Рональда Рейгана по вопросам национальной безопасности

Вашингтон, 13 ноября 2001 года. Встречи между президентами Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и Владимиром Путиным на этой неделе в сердечной атмосфере техасского ранчо открывают пять важных возможностей для углубления и дальнейшего улучшения отношений. В их числе достижение взаимопонимания по вопросам ограниченной системы противоракетной обороны (ПРО), Афганистана в пост-талибский период, Ирака, совместных усилий по оказанию Индии и Пакистану помощи в мирном урегулировании, а также западных инвестиций (в российскую экономику - прим. пер.) и американской поддержки приема России во Всемирную торговую организацию (ВТО), чтобы помочь России избавиться от зависимости от военного производства и экспорта и стать страной с ориентированной на потребление экономикой.

После 11 сентября президент США Буш-младший подчеркивает, что система ПРО становится все более насущной, принимая во внимание продемонстрированный фанатизм исламских экстремистов, которые ненавидят США и Россию и плетут против них заговоры. В ближайшие несколько лет именно России будет угрожать самая большая опасность подвергнуться нападению с использованием баллистических ракет средней дальности в ядерном, химическом или биологическом снаряжении, которые с китайской помощью созданы Ираком, Ираном, Ливией и Пакистаном. Изменение режима или проводимой им политики в этих диктаторских государствах может привести к тому, что контроль над этим оружием перейдет в руки исламских экстремистов, которые станут угрожать или осуществят нападение на Россию в отместку за Чечню и другие акции, которые она предприняла с целью подавления других вооруженных исламских группировок.

Эти реальные для России риски дают г-ну Путину основания согласиться на противоракетную оборону от так называемых "государств-изгоев". Пришло время снова вспомнить о достигнутых в 1992-1993 годах между президентами Борисом Ельциным и Джорджем Бушем-старшим (George Bush Sr.) договоренностях относительно необходимости для обеих стран иметь подобные системы ПРО и выступать против распространения оружия массового поражения (ОМП). Это должно произойти вне зависимости от того, позволят ли американо-российские переговоры по новой "стратегической основе" заключить окончательное соглашение о дальнейших взаимных сокращениях количества ядерных боезарядов на стратегических носителях ниже ныне согласованного потолка в 3000 единиц.

Сокращаясь и дальше, США и Россия должны помнить, что Китай с его 900 ядерными боезарядами и более чем 350 развернутыми баллистическими ракетами средней дальности (БРСД) в ядерном снаряжении, которые способны достигать территории России, в данное время осуществляет развертывание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) двух новых типов. Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) США считает, что к 2007 году Китай сможет иметь 1000 таких МБР, многие из которых могут быть оснащены многозарядными головными частями.

Вторая возможность - договориться о средствах для оказания помощи вооруженной оппозиции в Афганистане в борьбе против движения "Талибан" и в формировании умеренного конституционного правительства, которое будет иметь добрые отношения со всеми своими соседями. Это российско-американское соглашение и координация усилий должны создать предпосылки для успеха. Они также могли бы помешать Китаю тайно использовать его обширные связи с движением "Талибан" и с проталибскими элементами в пакистанском правительстве для того, чтобы удержать в сфере своего влияния как Афганистан, так и Пакистан в качестве средства давления на Индию. На протяжении нескольких лет Китай оказывает талибам экономическую помощь и поставляет им оружие. Как поведал недавно один талибский военачальник, Китай продолжает "оказывать поддержку и осуществлять экономическое сотрудничество с талибами".

Еще один представляющий взаимный интерес вопрос касается Ирака, который продолжает нарушать резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), разрабатывая и накапливая химическое, биологическое и ядерное оружие. Режим Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) многие годы был и остается поныне тайным партнером террористической организации "Аль-Каида", которую возглавляет Усама бен Ладен (Osama bin Laden).

В конце августа 2001 года Ирак организовал у себя встречу более чем 100 самых активных исламских террористов, с тех пор якобы завербовавших около 6000 новых террористов, многие из которых сейчас обучаются в иракских лагерях подготовки террористов. Вполне вероятно, что Ирак надеется парировать будущие американские контрудары с помощью террористического наступления, в котором примут участие его тайные партнеры из числа террористов, и надеется также, используя свои давние связи с антиамериканскими элементами в России, принудить г-на Путина выступить противником любых акций против правящего в Ираке режима.

У г-на Буша-младшего имеется возможность убедить г-на Путина, что существующее и разрабатываемое Ираком ОМП представляет смертельную опасность для расположенной неподалеку России, и что многие террористы, которым оказывал помощь Ирак, уже нападали на Россию и будут продолжать это делать в будущем. Целью г-на Буша-младшего должно стать получение от России согласия на политическую полувоенную стратегию, которая поможет добропорядочной части населения Ирака заменить нынешний жестокий режим на умеренное правительство, которое прекратит всякую помощь террористам и уничтожит химическое, биологическое и ядерное оружие на своей территории. Оппозиционный Иракский национальный конгресс (ИНК) стал инициатором соглашения между умеренными шиитами, суннитами и курдскими лидерами и имеет работоспособное политическое руководство для этой коалиции.

Китай станет возражать против этого шага, поскольку он потратил последние 10 лет на обхаживание антиамериканских режимов на Ближнем Востоке, продавая Ираку и другим странам компоненты для создания ОМП. Китай стремился, во-первых, получить доступ к нефти и, во-вторых, заставить Соединенные Штаты увязнуть в проблемах и конфликтах настолько, что они с меньшей долей вероятности смогли бы противодействовать его территориальным амбициям и притязаниям на гегемонию Пекина в Азии, начиная с Тайваня.

По той же причине китайские власти скорее всего придут в замешательство от нового сотрудничества между США и Пакистаном. Они не хотели бы никакого ослабления своего существующего де-факто союза с Пакистаном. Китай использует этот союз для давления на Индию, которую Китай рассматривает как одного из своих серьезных соперников в Азии. Следовательно, можно ожидать, что Китай попытается подорвать возобновившиеся отношения сотрудничества между Пакистаном и Соединенными Штатами Америки.

Г-н Буш-младший мог бы указать г-ну Путину на то, что в вопросе Индии и Пакистана Соединенные Штаты и Россия имеют схожие, а не отличные интересы, и эти интересы противоречат китайским взглядам. Поскольку Россия и Соединенные Штаты имеют хорошие отношения с демократической Индией, а США теперь сотрудничают с Пакистаном, четвертая возможность состоит в том, что США и Россия способны совместно добиваться скорейшего мирного разрешения пакистано-индийского конфликта. Тем самым была бы устранена серьезная региональная угроза ядерного конфликта и одновременно сделан вклад в стабильность всех исламских регионов на южных рубежах России.

Пятая возможность для г-на Буша-младшего - предложить России помощь в освобождении ее экономики от нынешней сильной зависимости от военного производства и экспорта, поддержав ее вступление в ВТО, поощряя финансирование и конструктивные инвестиции в России, такие, например, как только что объявленное решение корпорации "ExxonMobil" инвестировать 4 млрд. долл. США в разработки российских нефтяных месторождений.

Сегодня Россия планирует в ближайшие 4 года продать Китаю современные системы оружия на сумму около 20 млрд. долл. США. Поскольку все это оружие будет нацелено на американские войска в зоне Тихого океана и однажды может начать угрожать России, это не в лучших интересах обеих стран. России следует избегать повторения ошибки Иосифа Сталина, продававшего материалы военной машине гитлеровской диктатуры, которая позднее напала на Советский Союз.

Следовательно, существует взаимный интерес к тому, чтобы Россия сократила поставки Китаю современных систем оружия. Соединенные Штаты и их союзники в таком случае обеспечили бы ресурсами производство в России товаров народного потребления, чтобы компенсировать упущенную выгоду от свертывания торговли оружием и помочь переориентировать ее экономику на мирные рельсы.

Ранчо в Техасе, быть может, является именно тем местом, где президенты Буш-младший и Путин смогут выстроить свое сотрудничество в борьбе против терроризма, предприняв новые шаги в национальных интересах обеих стран, которые могут послужить основой для более широкого сотрудничества в интересах мира и безопасности.