Констанин Менгес, старший научный сотрудник Гудзонского института, был специальным помощником президента Рональда Рейгана по вопросам национальной безопасности
Вашингтон, 13 ноября 2001 года. Встречи между президентами Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и Владимиром Путиным на этой неделе в сердечной атмосфере техасского ранчо открывают пять важных возможностей для углубления и дальнейшего улучшения отношений. В их числе достижение взаимопонимания по вопросам ограниченной системы противоракетной обороны (ПРО), Афганистана в пост-талибский период, Ирака, совместных усилий по оказанию Индии и Пакистану помощи в мирном урегулировании, а также западных инвестиций (в российскую экономику - прим. пер.) и американской поддержки приема России во Всемирную торговую организацию (ВТО), чтобы помочь России избавиться от зависимости от военного производства и экспорта и стать страной с ориентированной на потребление экономикой.
После 11 сентября президент США Буш-младший подчеркивает, что система ПРО становится все более насущной, принимая во внимание продемонстрированный фанатизм исламских экстремистов, которые ненавидят США и Россию и плетут против них заговоры. В ближайшие несколько лет именно России будет угрожать самая большая опасность подвергнуться нападению с использованием баллистических ракет средней дальности в ядерном, химическом или биологическом снаряжении, которые с китайской помощью созданы Ираком, Ираном, Ливией и Пакистаном. Изменение режима или проводимой им политики в этих диктаторских государствах может привести к тому, что контроль над этим оружием перейдет в руки исламских экстремистов, которые станут угрожать или осуществят нападение на Россию в отместку за Чечню и другие акции, которые она предприняла с целью подавления других вооруженных исламских группировок.
Эти реальные для России риски дают г-ну Путину основания согласиться на противоракетную оборону от так называемых "государств-изгоев". Пришло время снова вспомнить о достигнутых в 1992-1993 годах между президентами Борисом Ельциным и Джорджем Бушем-старшим (George Bush Sr.) договоренностях относительно необходимости для обеих стран иметь подобные системы ПРО и выступать против распространения оружия массового поражения (ОМП). Это должно произойти вне зависимости от того, позволят ли американо-российские переговоры по новой "стратегической основе" заключить окончательное соглашение о дальнейших взаимных сокращениях количества ядерных боезарядов на стратегических носителях ниже ныне согласованного потолка в 3000 единиц.
Сокращаясь и дальше, США и Россия должны помнить, что Китай с его 900 ядерными боезарядами и более чем 350 развернутыми баллистическими ракетами средней дальности (БРСД) в ядерном снаряжении, которые способны достигать территории России, в данное время осуществляет развертывание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) двух новых типов. Разведывательное управление министерства обороны (РУМО) США считает, что к 2007 году Китай сможет иметь 1000 таких МБР, многие из которых могут быть оснащены многозарядными головными частями.
Вторая возможность - договориться о средствах для оказания помощи вооруженной оппозиции в Афганистане в борьбе против движения "Талибан" и в формировании умеренного конституционного правительства, которое будет иметь добрые отношения со всеми своими соседями. Это российско-американское соглашение и координация усилий должны создать предпосылки для успеха. Они также могли бы помешать Китаю тайно использовать его обширные связи с движением "Талибан" и с проталибскими элементами в пакистанском правительстве для того, чтобы удержать в сфере своего влияния как Афганистан, так и Пакистан в качестве средства давления на Индию. На протяжении нескольких лет Китай оказывает талибам экономическую помощь и поставляет им оружие. Как поведал недавно один талибский военачальник, Китай продолжает "оказывать поддержку и осуществлять экономическое сотрудничество с талибами".
Еще один представляющий взаимный интерес вопрос касается Ирака, который продолжает нарушать резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), разрабатывая и накапливая химическое, биологическое и ядерное оружие. Режим Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) многие годы был и остается поныне тайным партнером террористической организации "Аль-Каида", которую возглавляет Усама бен Ладен (Osama bin Laden).
В конце августа 2001 года Ирак организовал у себя встречу более чем 100 самых активных исламских террористов, с тех пор якобы завербовавших около 6000 новых террористов, многие из которых сейчас обучаются в иракских лагерях подготовки террористов. Вполне вероятно, что Ирак надеется парировать будущие американские контрудары с помощью террористического наступления, в котором примут участие его тайные партнеры из числа террористов, и надеется также, используя свои давние связи с антиамериканскими элементами в России, принудить г-на Путина выступить противником любых акций против правящего в Ираке режима.
У г-на Буша-младшего имеется возможность убедить г-на Путина, что существующее и разрабатываемое Ираком ОМП представляет смертельную опасность для расположенной неподалеку России, и что многие террористы, которым оказывал помощь Ирак, уже нападали на Россию и будут продолжать это делать в будущем. Целью г-на Буша-младшего должно стать получение от России согласия на политическую полувоенную стратегию, которая поможет добропорядочной части населения Ирака заменить нынешний жестокий режим на умеренное правительство, которое прекратит всякую помощь террористам и уничтожит химическое, биологическое и ядерное оружие на своей территории. Оппозиционный Иракский национальный конгресс (ИНК) стал инициатором соглашения между умеренными шиитами, суннитами и курдскими лидерами и имеет работоспособное политическое руководство для этой коалиции.
Китай станет возражать против этого шага, поскольку он потратил последние 10 лет на обхаживание антиамериканских режимов на Ближнем Востоке, продавая Ираку и другим странам компоненты для создания ОМП. Китай стремился, во-первых, получить доступ к нефти и, во-вторых, заставить Соединенные Штаты увязнуть в проблемах и конфликтах настолько, что они с меньшей долей вероятности смогли бы противодействовать его территориальным амбициям и притязаниям на гегемонию Пекина в Азии, начиная с Тайваня.
По той же причине китайские власти скорее всего придут в замешательство от нового сотрудничества между США и Пакистаном. Они не хотели бы никакого ослабления своего существующего де-факто союза с Пакистаном. Китай использует этот союз для давления на Индию, которую Китай рассматривает как одного из своих серьезных соперников в Азии. Следовательно, можно ожидать, что Китай попытается подорвать возобновившиеся отношения сотрудничества между Пакистаном и Соединенными Штатами Америки.
Г-н Буш-младший мог бы указать г-ну Путину на то, что в вопросе Индии и Пакистана Соединенные Штаты и Россия имеют схожие, а не отличные интересы, и эти интересы противоречат китайским взглядам. Поскольку Россия и Соединенные Штаты имеют хорошие отношения с демократической Индией, а США теперь сотрудничают с Пакистаном, четвертая возможность состоит в том, что США и Россия способны совместно добиваться скорейшего мирного разрешения пакистано-индийского конфликта. Тем самым была бы устранена серьезная региональная угроза ядерного конфликта и одновременно сделан вклад в стабильность всех исламских регионов на южных рубежах России.
Пятая возможность для г-на Буша-младшего - предложить России помощь в освобождении ее экономики от нынешней сильной зависимости от военного производства и экспорта, поддержав ее вступление в ВТО, поощряя финансирование и конструктивные инвестиции в России, такие, например, как только что объявленное решение корпорации "ExxonMobil" инвестировать 4 млрд. долл. США в разработки российских нефтяных месторождений.
Сегодня Россия планирует в ближайшие 4 года продать Китаю современные системы оружия на сумму около 20 млрд. долл. США. Поскольку все это оружие будет нацелено на американские войска в зоне Тихого океана и однажды может начать угрожать России, это не в лучших интересах обеих стран. России следует избегать повторения ошибки Иосифа Сталина, продававшего материалы военной машине гитлеровской диктатуры, которая позднее напала на Советский Союз.
Следовательно, существует взаимный интерес к тому, чтобы Россия сократила поставки Китаю современных систем оружия. Соединенные Штаты и их союзники в таком случае обеспечили бы ресурсами производство в России товаров народного потребления, чтобы компенсировать упущенную выгоду от свертывания торговли оружием и помочь переориентировать ее экономику на мирные рельсы.
Ранчо в Техасе, быть может, является именно тем местом, где президенты Буш-младший и Путин смогут выстроить свое сотрудничество в борьбе против терроризма, предприняв новые шаги в национальных интересах обеих стран, которые могут послужить основой для более широкого сотрудничества в интересах мира и безопасности.