Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сделка между братьями по оружию

Вашингтон уменьшает свой ядерный арсенал, а Москва соглашается с американским проектом по ПРО

Сделка между братьями по оружию picture
Сделка между братьями по оружию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Почти 30 лет спустя, на столе переговоров очередного саммита российско-американского саммита √ Договор по ПРО. И снова успех зависит от того, смогут ли два главы государств договориться по его поводу. До сих пор точка зрения президента США и его российского коллеги расходились достаточно далеко.

Это было в мае в Москве, настроение было неплохим. Оба главы государств могли быть довольны необычно успешными результатами встречи в верхах. Было проделано много работы, подписаны договоры, один, например, "Об ограничении систем противоракетной обороны стратегического назначения". Документ, как говорилось в нем, конкретно касается "снижению международной напряженности и повышению доверия между государствами". Его подписантами были в тот май 1972 года Ричард Никсон (Richard Nixon) и Леонид Брежнев.

Почти 30 лет спустя, в момент пика международной напряженности, этот Договор, коротко именуемый Договором по ПРО, снова на столе переговоров очередного саммита. И снова успех зависит от того, смогут ли два главы государств договориться по его поводу. До сих пор точка зрения президента США Джорджа Буша (George Bush) и его российского коллеги Владимира Путина расходились достаточно далеко. Буш называет Договор "устаревшим и опасным", Путин считает его "важным элементом стабильности в мире".

То, о чем новые союзники Буш и Путин придерживаются столь различной точки зрения, является договором, который следует логике "холодной войны". Он воспрещает, за малым исключением, обоим государствам разрабатывать системы защиты своей собственной страны от ракетного нападения. Американцев и представителей Советов того времени можно представить в образе двух недоверчиво выжидающих друг друга снайперов. Они обнаружили угрозу для жизни, но не смогли решиться бросить оружие. Вместо этого они договариваются не надевать на себя бронежилеты. Никто не должен помышлять надевать бронежилеты, что получить возможность сделать выстрел первым.

И вот, спустя десятилетие после развала Советского Союза, американцы хотят скроить для себя бронежилет в виде системы противоракетной обороны. Она направлена не против России, говорят они, а против таких государств, как Иран, Ирак или Северная Корея. С их стороны, как считает Вашингтон, исходит потенциальная угроза для Америки. Россия, однако, сомневается, что эти страны могут стать обладателями необходимых ракетных технологий. "Мы глубоко убеждены в том, что если такая система будет развернута, то она будет направлена главным образом против России", - сказал в марте тогдашний министр обороны России Игорь Сергеев. Сначала этой точки зрения придерживался и его преемник Сергей Иванов. Россия обвиняла американцев в том, что их целью является мировое господство. По этой причине, они, мол, и хотели бы стать более неуязвимыми для российских ракет. Кульминацией недовольства России стало предупреждение о возможности развязывания новой гонки вооружений.

Однако сколь невозможным является такой рецидив "холодной войны" уже летом продемонстрировали две гармонично прошедшие встречи Буша с Путиным в Любляне и Генуе. Тоже самое демонстрируют и события после 11 сентября. В борьбе против международного терроризма оба президента делают ставку на братство по оружию. Но они понимают, что их новый союз только тогда чего-то стоит, если они прекратят спор относительно Договора по ПРО. Поэтому оба не устают намекать на то, что на встрече в Вашингтоне и Техасе может произойти, по крайней мере, сближение позиций. "Мы занимаем гибкую позицию", - сказа Путин в интервью американскому телеканалу "ABC". А американский государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) зародил надежду, говоря об "очень, очень успешной встрече".

Как Буш собирается заставить своего гостя сказать "да" относительно изменения Договора пол ПРО, он уже сказал. Он, вероятно, готов сократить количество американских ядерных боеголовок с 6 000 до 2 000 единиц. Этим предложением, которое считается односторонним, Буш вызволил бы Путина из неприятной ситуации. Нехватка средств для обслуживания и отсутствие учение "значительно понизили боеготовность ядерных стратегических систем", - делает вывод в одном из своих исследований о позиции Путина в вопросе о системе противоракетной обороны Ханнней Адомейт (Hannes Adomeit) из Фонда Науки и политики.

Таким образом, для Путина было бы большим искушением достичь всеобъемлющего согласия по вопросам разоружения и сотрудничества в вопросе развертывания системы противоракетной обороны даже из экономических соображений. Но при этом ему придется преодолевать большое сопротивление в Москве. Там все еще есть влиятельные генералы, которые видят в НАТО "монстра". По этой причине Путин может пойти лишь на осторожные уступки, что касается второго спорного вопроса, связанного с расширением альянса на восток. Многие российские политики видят провокацию, прежде всего, в возможном приеме в НАТО прежних советских прибалтийских республик. Тем не менее, новая российско-американская дружба должна выдержать и расширение НАТО. Выступая на телевидении США, Путин заверил, что его страна является стратегическим союзником всего цивилизованного мира, "а он включает, разумеется, и Соединенные Штаты".