Когда русские руководители ездили в Америку раньше, то они учились там часто чему-нибудь новому. Глава партии Никита Хрущев, например, пришел в такой восторг, увидев кукурузные поля, что принял решение культивировать это растение также и в Сибири. Правда, безуспешно. Его более поздний преемник Борис Ельцин познакомился в США с известными Джеком Даниэльсом (Jack Daniels), которому он, как утверждают, и последовал: не разбавляя и без льда.
И вот теперь, когда в Соединенные Штаты прибыл российский президент Владимир Путин, все должно быть иначе. Дело в том, что со времен Петра Великого еще ни один глава российского государства не мог знать Запад лучше, чем бывший офицер КГБ. При этом прежний работодатель Путина играют весомую роль: агенты спецслужбы были единственными советскими гражданами, кто должен был действительно изучать классового врага на Западе, и соответственно хорошо его знали.
В Америке российскому президенту уже давно простили его прошлое, как и его жесткие действия в сепаратистской республике Чечня, его хладнокровную реакцию На гибель атомной подводной лодки "Курск, а также его порой своеобразное понимание свободы печати. Сегодня Америка смотрит на гостя с Востока благожелательно и с оптимизмом и при этом она не может не помнить, что накануне визита Путин как гость сделал США два ценных подарка: он вывел свои силы с военно-морской базы Камрань во Вьетнаме, а на Кубе закрыл разведывательный центр.
Было бы слишком просто объяснять изменения настроений в США, когда Москва спонтанно предложила Вашингтону свои симпатии и поддержку, одними лишь террористическими актами, совершенными 11 сентября. Президент США Джордж Буш еще в то время, когда консервативные американские комментаторы саркастически называли главу Кремля Рас-Путиным, имея в виду царского шарлатана, заглянул глубоко в душу своего московского коллеги и при этом с удивлением открыл для себя, что с этим человеком можно вести благоразумный разговор. Именно это и предстоит теперь, когда Буш и Путин будут беседовать сначала в Белом доме в Вашингтоне, а потом на президентском ранчо под Кроуфордом в техасской глуши. В конечном счете, радоваться должен, прежде всего, Буш: он еще ни разу не был в своей любимой загородной резиденции после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Раньше он собирался проводить там каждые выходные.
В первую очередь, речь идет о том, что Вашингтон может продолжать испытания в рамках своей честолюбивой программы развертывания системы противоракетной обороны, что оба государства кардинально сокращают свои арсеналы ядерных ракет. Чего не хотят Буш и его люди, так это нового, сложного соглашения по разоружению, например Договора СНВ-2, который разрабатывался еще в бытность Советского Союза. Этот Договор из-за позиции близких к Бушу консервативных сил в Конгрессе США, он до сих пор не ратифицирован. Как сообщил один высокопоставленный представитель администрации Буша, Белый дом по этой причине не желает какого-либо ограничивающего действия договорного процесса, а хотел бы идти по пути "постоянных консультаций, проверок, транспарентности и контроля┘ всего, что лишает этот процесс мистичности".
Кроме того, обе стороны хотят обратиться к проекту, который еще недавно был просто немыслим: создать совместную систему раннего обнаружения ракет для защиты Москвы или принять участие в такой же совместной программе спутникового обнаружения под названием "Рамос". Обе системы должны давать своевременную информацию о ядерном нападении, и Америка в данном случае, когда собирается помогать в этом Москве, поступает не как самоубийца, а как страна, думающая и о себе.
Дело в том, что после развала Советского Союза российские станции раннего обнаружения или часто выходят из строя или вообще неисправны. Недавно показанный по американскому телеканалу "PBS" документальный фильм пролил свет на то, что противоракетная оборона России стала настолько слепа, что не в состоянии отличать атакующие ракеты от безобидных летательных аппаратов или идентифицируют их со слишком большим опозданием. За последние десять лет, рассказывается в фильме, мир, по крайней мере, дважды находился на волоске от глобальной ядерной катастрофы, поскольку офицеры, находившиеся в ракетных шахтах, не могли определить, идет ли речь о ядерном нападении на страну или нет. В одном из случаев не хватило двух минут, чтобы по команде из Москвы не была запущена ядерная ракета.
Впрочем, великодушные односторонние уступки Америки России имеют традицию. Джордж Буш должен взять в качестве образца своего отца, 41-го президента. Тот в 1991 году практически вывел тактическое ядерное оружие из Европы и Азии и приостановил разработку двух новых ядерных систем. Буш-старший действовал в одностороннем порядке. Советского главу государства Михаила Горбачева ни разу ни о чем не информировали.