Президент России, Владимир Путин, сказал вчера военным руководителям своей страны о необходимости помнить, о существовании угрозы терроризма в момент определения первоочередных задач оборонной политики. Перед отлетом в Соединенные Штаты российсский лидер подчеркнул, что терроризм "является угрозой для всей системы стратегической стабильности" и признал, что террористы надеются заполучить оружие массового уничтожения.
За несколько часов до начала своего первого официального визита в Соединенные Штаты Путин встретился с высшими чинами армии, секретных и милицейских служб и предложил им принять во внимание те глобальные перемены, которые происходят в мире. "Анализ быстро меняющейся ситуации показывает, что мы правильно определили источник новой угрозы нашей национальной безопасности", сказал он. "Терроризм, - продолжил Путин, - является угрозой всей системе стратегической стабильности. Мы должны понимать, что целью террористов является получение оружия массового уничтожения. Биотерроризм - это уже реальность".
В прошедшую субботу Путин заявил, что ему кажется маловероятным наличие у Усамы Бен Ладен (Osama Bin Laden) оружия массового уничтожения. Но для перестраховки, тем не менее, добавил, что нельзя "игнорировать" угрозу, сформулированную на страницах пакистанской газеты. Лидер России все же в категорической форме отверг возможность того, что оружие такого типа имеет российсское либо советское происхождение. "В этом я совершенно уверен, совершенно", - заявил президент группе американских журналистов. На этой встрече российский лидер обратил внимание на связь, существующую между Бен Ладеном и экстремистскими кругами в Пакистане, и подчеркнул, что эта страна является "ядерной державой".
Путин, первый лидер иностранного государства, высказавший слова поддержки в адрес президента Джорджа В. Буша (George W. Bush) после нападения, совершенного 11 сентября, предпринимает поездку в Соединенные Штаты готовый извлечь выгоду из сотрудничества с Вашингтоном по антитеррористической коалиции. Москва предоставила американцам информацию, полученную ее секретными службами, разрешила использование своих воздушных коридоров и поставила Северному Альянсу вооружения на сумму в десятки миллионов долларов, согласно подсчетам, сделанным самим президентом.
Россия хочет любыми способами добиться того, чтобы Соединенные Штаты остались в границах Договора по Противоракетной Обороне, подписанного в 1972 году и ставшего краеугольным камнем во всей системе соглашений по разоружению в холодной войне, и, желая сохранить хоть какую-нибудь связь США с эти соглашением, она готова пересмотреть некоторые детали.
Москва так же желала бы связать Вашингтон двусторонним соглашением, который касался бы Старта I и Старта II и позволил свести договоренности по стратегическому вооружению к ряду обязанностей и негласной верификации. По экономическим соображениям, Россия, ратифицировавшая в 2000 году Старт II (не принятый Соединенными Штатами), не может на прежнем уровне сохранять свои стратегические арсеналы, и вынуждена их снизить, в порядке одностороннем либо посредством соглашения.
В настоящее время Соединенные Штаты владеют 7 тысячами ядерных боеголовок, а Россия - 6 тысячами. Эксперты считают, что Россия может снизить свой арсенал до полутора тысяч единиц ядерного вооружения, не понеся при этом никакого стратегического урона, при этом количестве ядерных запасов ее стратегическая оборона гарантирована на ближайшее десятилетие. Очевидно, что финансовая помощь американцев, рассматриваемая в данный момент президентом Бушем, очень важна как для снижения ядерного вооружения, так и для уничтожения химического. Некоторые российские специалисты опасаются, что унилатерализм американцев в вопросе вооружения может перерасти в проблему безопасности химического и ядерного арсенала их страны.
Путин согласился с существованием новых угроз для мировой безопасности, которые оправдывают обеспокоенность американцев и желание Вашингтона выйти из соглашения по ПРО, но при этом утверждает, что изменения в стратегии и перемены в договоре по ПРО - это две стороны одной монеты. Осталось стать свидетелями того, каким образом новый политический климат в отношении между Москвой и Вашингтоном повлияет на позицию американской Администрации. Изначально она занимала позицию, основанную на одностороннем сокращении стратегического вооружения и выходе, так же одностороннем, из Договора по ПРО. Руководители России выказали свою озабоченность тем, что США, несмотря на мнение России и Европы, отказывается от ратификации Договора о Запрещении Ядерных Испытаний.
Минимальный уровень.
Вчера Министр Обороны России, Сергей Иванов, заявил, что ядерный стратегический потенциал России сохраняется на минимально достаточном уровне, и указал на то, что Россия особое внимание будет обращать на "южное стратегическое направление", что, среди прочего, подразумевает усиление военных баз на Черном море и в Армении. Со своей стороны, заместитель министра Иностранных Дел, Анатолий Сафонов, возглавляющий рабочую российско-американскую группу по Афганистану, заявил вчера о согласии обеих стран с тем, что развитие политических аспектов операции должно иметь непосредственную связь с созданием системы эффективного реагирования на новые угрозы, затрагивающие национальную безопасность.
Дипломат, возглавляющий новый департамент по борьбе с "новыми угрозами и нападениями" в министерстве иностранных дел, сообщил о создании антитеррористической рабочей двусторонней российско-китайской группы. Расходы России на вооружения постоянно снижаются, начиная с 1994 года, и сегодня экономический потенциал Росси в десять раз ниже потенциала Соединенных Штатов. Валовый внутренний продукт России составляет 4%-5% американского. Затраты на вооружения, предусмотренные на 2002 год составляют 2,66% валового внутреннего продукта.