Вашингтон, 13 ноября 2001 года. Сегодня президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и президент России Владимир Путин обещали сократить в следующем десятилетии свои запасы стратегического ядерного оружия примерно на две трети, оставив у каждой стороны менее 2200 ядерных боезарядов. Но две страны, кажется, по-прежнему очень далеки друг от друга в вопросе о противоракетной обороне (ПРО), где г-н Путин продолжает противиться американским усилиям достичь быстрого согласия, которое позволило бы г-ну Бушу-младшему проводить испытания систем ПРО, что явилось бы нарушением Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года.
Г-н Буш-младший сказал сегодня г-ну Путину, что Соединенные Штаты в одностороннем порядке сократят свой ядерный арсенал до уровня 1700-2200 ядерных боезарядов на стратегических носителях. Г-н Путин не ответил немедленно на это предложение, однако вечером, выступая в посольстве России, сообщил, что он также планирует глубокие сокращения (ядерного оружия - прим. пер.). "Россия неоднократно повторяет, что готова к существенному сокращению стратегических вооружений, - сказал он. - Мы предлагаем радикальную программу дальнейших сокращений стратегических наступательных систем оружия по меньшей мере в 3 раза, до минимально необходимого уровня для сохранения стратегического баланса в мире. Нам больше не требуется устрашать друг друга, чтобы достичь соглашений".
Предложенные обеими сторонами сокращения, хотя они не облечены в формальное соглашение, знаменуют собой важную веху в стратегических взаимоотношениях, позволяя быстро осуществить глубокие сокращения вооружений, для чего обыкновенно требовались годы переговоров. В настоящее время в арсенале России имеется около 5800 ядерных боезарядов на стратегических носителях; после сокращений, которые предложил г-н Путин, их количество сократится до примерно 1500 единиц.
Российский президент, явно озабоченный вопросом проверки выполнения соглашения, пытаясь гарантировать, что никакой преемник г-на Буша-младшего не попытается изменить соглашение, кажется, настаивал на письменном договоре. "Россия готова облечь все устные договоренности в форму письменных договоров, - сказал он в своей речи в посольстве России, - то есть сделать именно то, чего г-н Буш-младший хочет избежать". В то же время г-н Путин дал понять, что оставляет дверь открытой для соглашения, которое позволило бы американской администрации продолжать испытания систем ПРО, если только Америка не откажется напрочь от Договора по ПРО.
Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) признал, что переговоры по вопросу изменения Договора по ПРО потребуют больше времени, чем он надеялся. Возможно, они натолкнулись на серьезные препятствия. Он предостерег от ожидания быстрого согласия, на которое, кажется, намекал г-н Путин в последние дни. То же самое сказала и советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice): "Не ожидайте конкретных соглашений к определенной дате".
Г-н Буш-младший не скрывал своего неудовольствия "бесконечными часами переговоров о контроле над вооружениями" и дал понять, что его устное обещание сократить уровни американских вооружений следует считать достаточным в новых взаимоотношениях, которые основываются на взаимном доверии. Г-н Путин, выступая в посольстве России, кажется, высказал совершенно противоположную точку зрения: "Сегодня мир далек от международных отношений, основанных исключительно на доверии. В области контроля над вооружениями и разоружения очень важно полагаться на существующую договорную основу".
На совместной пресс-конференции после первой 4-часовой беседы два лидера попытались подчеркнуть, что их четвертая за этот год встреча превратила их из соперников в союзников. Они объявили о мерах по укреплению экономических связей и облегчению вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Г-н Буш-младший обещал ускорить прохождение через конгресс США законопроекта об отмене торговых санкций (поправки Джексона-Вэника (Jackson-Vanik) - прим. пер.) против России. "Мы намерены окончательно покончить с наследием 'холодной войны'", - сказал г-н Путин.
Однако показная сердечность не сумела скрыть многих признаков того, что, несмотря на договоренности и общую веру в необходимость борьбы с терроризмом, давно ожидаемая встреча на американской земле может не оправдать оптимистичных ожиданий. "Мы по-разному смотрим на Договор по ПРО", - заявил г-н Буш-младший. Другие официальные лица администрации США подтвердили, что им не удается преодолеть затруднения, которые осложняют переговоры в последние 3 дня.
Г-н Буш-младший объявил, что намерен в ближайшее десятилетие сократить на две трети запасы стратегических ядерных боезарядов, которых сегодня у Америки насчитывается 6000-7000 единиц. Он специально не стал называть конкретные цифры, оставив Пентагону (министерство обороны США - прим. пер.) возможность скорректировать свою оценку стратегических потребностей США на ближайшее десятилетие. Он также слегка изменил правила подсчета количества ядерных боезарядов. В опубликованном Белым Домом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) заявлении говорится о "ядерных боезарядах, находящихся в оперативном использовании". Можно понимать это так, что из общего числа ядерных боезарядов следует исключить сотни единиц, которые в любой момент времени находятся на капитальном ремонте или проверке.
Как и можно было ожидать, в ходе беседы в Белом доме значительное внимание было уделено военной стратегии в Афганистане: речь шла, в частности, о том, как обеспечить сдерживание Северного альянса, если он продолжит наступление на юг и выгонит талибов с территории страны, а также о том, как создать новое правительство Афганистана. Г-н Путин высказал мнение, что осуществляемые в последние 2 месяца совместные консультации и акции являются моделью новых отношений в военной области, причем не только с Вашингтоном, но также и с членами Организации Североатлантического договора (НАТО). "Мы полагаем, что появились возможности для создания совершенно нового механизма", - сказал г-н Путин, отметив при этом, что этот механизм будет включать в себя "совместное принятие решений и скоординированные действия в области безопасности и стабильности". Г-н Буш-младший согласился с тем, что "члены НАТО и Россия все больше объединяются против терроризма, региональной нестабильности и других угроз нашего века, и (структура) НАТО должна отражать этот новый альянс". Однако ни один из руководителей не сказал публично о возможности для России когда-нибудь вступить в НАТО, о чем г-н Путин заводил речь на саммите в Словении ранее в этом году.
В другом заявлении Белого дома речь шла об американских усилиях по оказанию России помощи в деле повышения сохранности и безопасности хранения ее ядерных материалов и демонтажа ее ядерных боезарядов. Перед нападениями террористов 11 сентября Белый дом несколько сократил ассигнования на эти цели. Однако теперь официальные лица американской администрации высказывают опасения, что Россия и другие бывшие республики Советского Союза могут стать источником контрабанды урана и плутония, которые могут попасть в руки террористов, в том числе Усамы бен Ладена (Osama bin Laden), который нередко выражал желание создать ядерное оружие. Поэтому сегодня представители администрации США опубликовали перечень мер, которые они намерены осуществить для расширения своей помощи России в этой области.