Автор материала - руководитель Фонда Кербера при Немецком обществе по вопросам внешней политики
После террористических актов, совершенных 11 сентября, президент Владимир Путин пытается путем создания нового альянса с Соединенными Штатами в области безопасности вернуть Россию в высшую лигу мировой политики. США первоначально, после прихода к власти Джорджа Буша (George Bush), не особенно-то хотели слышать о равноправном стратегическом партнерстве. Поэтому Путин обращал свой взор преимущественно в сторону европейцев. Однако добиться соучастия в решении мировых проблем через ЕС было для Москвы делом почти неосуществимым. Ожидание того, что у Вашингтона проснется интерес, судя по всему, увенчалось для Путина успехом.
С точки зрения Путина Америка находится на пороге войны с терроризмом в глобальных масштабах. После совершения террористических актов в США он приостановил только что начатые военные маневры российских вооруженных сил, чтобы лишний раз не вводить в заблуждение американские вооруженные силы, находившиеся в состоянии чрезвычайного положения. Путин предложил Вашингтону воспользоваться воздушным коридором над российской территорией для полетов в Афганистан, отдал распоряжение своим спецслужбам об организации тесного сотрудничества с США, настоял на конструктивном сотрудничестве других государств-членов СНГ с Вашингтоном. Он закрыл российские военные базы на Кубе и во Вьетнаме и впервые выразил готовность искать политическое решение конфликта в Чечне. К этому президент пообещал европейцам дополнительные поставки энергоносителей в случае, если дело по причине возможной кризисной ситуации дойдет до прекращения поставок нефти из арабских государств. Наконец, Путин пообещал помощь в борьбе против ликвидации последствий применения бактериологического оружия.
Перед отлетом в Вашингтон Путин назвал в своем интервью цену, которую он надеется получить за свою широкую поддержку США. Это - поддержка интеграции России в мировую экономику за счет ее скорейшего приема в ВТО, расширение замороженных после финансового кризиса 1998 года американо-российских экономических отношений, отказ от одностороннего выхода американцев из Договора по ПРО, соучастие России в решении вопросов в рамках нынешней и будущей, измененной НАТО, а также более серьезный учет российской политики в рамках СНГ.
Путин надеется представить американцам и Западу стабильную Россию: многообещающим остается характер развития российской экономики, прекратился застой в реформировании, характерный для 90-х годов, своевременно возвращаются старые российские долги зарубежным странам, устранена опасность внутреннего распада России.
Не случись события 11 сентября, Путин вряд ли мог бы рассчитывать на американское взаимопонимание. Будут ли устранены многочисленные политические и экономические барьеры, например, такие, как поправка Джексона-Вэника к американо-российскому торговому договору от 1974 года, которые до сих пор разделяют двух заклятых врагов по временам "холодной войны", зависит от того, действительно ли Вашингтон нуждается в российской помощи в борьбе с международным терроризмом или он сможет обойтись силами нынешней НАТО. Судя по всему, президент Буш больше не исключает того, что НАТО откроет двери для России. Правда, многие скептики в Америке предупреждают, что Россия со своей нерешенной чеченской проблемой могла бы представлять собой, скорее, бремя, чем быть конструктивным помощником в борьбе против исламизма.
Новый антитеррористический альянс вызывает еще слишком много вопросов. Сможет ли Путин в своей радикальной политике по сближению с Западом противостоять сопротивлению элит в собственной стране или ему придется разделить судьбу советского политика-реформатора Михаила Горбачева, который из-за своих односторонних уступок Западу считается в России предателем? Откажется ли Путин, если ему так важно сотрудничество с Западом, от сотрудничества в военной области со странами, которые находятся под подозрением, что они производят оружие массового уничтожения, от только что освоенных новых финансовых источников? И будут ли американцы со своей стороны готовы привлечь Россию, которая двенадцать лет назад была изгнана из Афганистана, к будущему разрешению афганской проблемы и наблюдать за тем, как она с американской помощью будет восстанавливать свою сферу влияния в каспийском нефтяном бассейне? Или Вашингтон пожелает сделать ставку в наведении политического порядка в Афганистане, скорее, на такие государства, как Пакистан и Узбекистан?
Тем не менее, встреча Буша и Путина могла бы стать историческим прорывом в отношениях России с Западом, если бы удалось придать реальную организационную форму новому антитеррористическому альянсу. Первоначально она могла бы основываться на создании совместных разведывательных структур НАТО и России. Затем можно было бы обратиться к сотрудничеству на уровне министерств внутренних дел в борьбе с распространением наркотиков и расследованию нелегальных источников финансирования террористических организаций. И в завершение - появляются антитеррористические подразделения и миротворческие войска, подобные тем, что сегодня действуют на Балканах, нынешней НАТО определяются другие задачи. Тем самым, уничтожается потенциальный образ врага в лице России. Нынешние разногласия в вопросе с развертыванием системы противоракетной обороны, которые будут играть большую роль на нынешней американо-российской встрече в верхах, могли бы с учетом описанного выше развития разрешиться сами по себе.