В конце прошлой недели в Риге собрались на международную конференцию латвийского трансатлантического общества (Lato) политики и эксперты по вопросам безопасности в Балтии. В этом регионе после краха коммунизма и развала Советского Союза доминируют две диаметрально противоположные линии развития. С одной стороны, - это стремление ранее насильно удерживавшихся в составе Советского Союза балтийских республик Эстонии, Латвии и Литвы перейти из серой военно-политической зоны в зону ответственности Североатлантического военного союза. С другой стороны, - усилия России сохранить насколько это возможно шире свое влияние в этом балтийском регионе.
Изменившиеся условия
Последние террористические акты в США и последовавшее за этим сближение Москвы и Вашингтона в борьбе с международным терроризмом теперь, как неоднократно подчеркивалось на конференции, расширили рамки в подходах к пониманию политики безопасности в Балтии. В столицах Литвы, Латвии и Эстонии с некоторых пор, особенно после выступления американского президента Буша (Bush) в Варшаве в июне этого года во время его турне по Европе, ждали обнадеживающих сигналов относительно того, что все три балтийских государства станут членами НАТО на следующем этапе расширения Союза. Однако, до сего времени это желание наталкивалось на энергичное сопротивление Москвы. Теперь, судя по всему, после 11 сентября в условиях изменения политической ситуации в области безопасности Россия постепенно сдает свои позиции. Не в последнюю очередь, и из тех соображений, что она не сможет воспрепятствовать передаче трем балтийским республикам на предстоящей в 2002 году встрече в верхах НАТО в Праге приглашения начать переговоры о вступлении в альянс.
Один из самых авторитетных ораторов на рижском форуме бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt) указал на то, что Москва своей политикой в отношении США преследует, конечно, без сомнения и свои личные цели, но что положительные стороны новой ситуации могут быть использованы балтийскими государствами. В том же духе говорил депутат немецкого бундестага от СДПГ Маркус Мекель (Markus Мeckel), который высказал мысль, что идея о "благополучной и свободной Европе" подразумевает, что в нее входят и балтийские государства. Лично он, по его словам, видит в качестве кандидатов на вступление на очередном этапе расширения девять государств. Мекель говорил также об особой ответственности Германии по отношению к странам Балтии. Это были слова, которые были восприняты в в Риге со вниманием и удовлетворением. Дело в том, что в балтийских столицах относились скептически в отношении позитивного отношения Германии по поводу расширения НАТО в сторону Балтии в случае, если это может привести к осложнению отношений между Берлином и Москвой.
Самоуверенная Россия
Провокационный тезис преподнес участникам конференции представитель российской стороны - эксперт по вопросам безопасности и внешней политики Андрей Федоров. Он, в частности, признал за НАТО роль станового хребта европейской политики безопасности, хотят этого или нет в России, поскольку другие организации, такие, как ОБСЕ, показали свою слабость. Однако без радикальной реформы НАТО, будучи детищем "холодной войны" больше не в состоянии справляться с новыми задачами глобальной политики безопасности. В свете необходимости такой новой ориентации сегодня, по его словам, есть вещи намного важнее, чем расширение НАТО на восток. Россия за это время стала для США более значимым партнером, чем все государства-члены НАТО, за исключением Великобритании. Североатлантический альянс должен, продолжал он, обратиться, говоря о безопасности, к новой логике, а Россия должна стать частью этой логики (если даже не непосредственно членом НАТО). Если на Западе услышат голос России, ее вклад подчеркнул Федоров, будет конструктивным.
Самоуверенного Федорова осадил американский оратор, сказавший, что расширение НАТО на восток (о конкретном формате которого пока не принято решение), как и прежде, является для Вашингтона приоритетом. Разумеется, к голосу России будут прислушиваться, но действовать придется самостоятельно, окажется невозможным консенсус. Далее Россия была подвергнута критике за то, что, говоря о том, какое большое значение она придает стабильности в балтийском регионе, сама же мешает ее достижению, тормозя заключение договоров о демаркации границ. Далее указывалось на то, что отношения соответствующих государств с Россией теряли свою напряженность и становились понятными, как показал первый этап расширения НАТО, только после вступления в эту организацию.