Трехдневный саммит президента США Джорджа Буша (George Bush) и президента России Владимира Путина, начавшийся вчера в Вашингтоне, имеет признаки по-настоящему исторического события, знаменуя собой начало совершенно нового этапа в отношениях двух стран. Однако не хватает одного жизненно важного элемента. И его продолжающее отсутствие может подорвать все мероприятие.
Саммит ничего не значит, если не преследует амбициозных целей. Ожидается, что на нем будет придана окончательная форма всеобъемлющему соглашению о сокращениях ядерных арсеналов каждого государства. Такой вариант подходит России, которая не может позволить себе содержать свой ядерный арсенал, и имеет обоснованные опасения по поводу безопасности своих оружейных военных объектов. Такой вариант подходит и администрации Буша, которая после первоначальных недоверчивых отношений начала рассматривать г-на Путина и Кремль больше в качестве потенциального партнера, чем в качестве военной угрозы. С этим соглашением тесно связан и ожидаемый компромисс касательно планов Соединенных Штатов создать национальную противоракетную оборону, известную так же под названием "Звездные войны - 2". Г-н Путин смягчил свои возражения и намекнул, что он может согласиться внести изменения в Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года или проигнорировать его. Это позволит Пентагону начать интенсивные противоракетные испытания следующей весной и начать строить необходимые станции слежения и раннего оповещения. В свою очередь, г-н Буш откажется, по крайней мере, на ближайший период, от своих угроз выйти из Договора по ПРО в одностороннем порядке, и может предложить заключить соглашение об обмене технологиями.
В основе предпосылок к заключению подобных сделок лежат утверждение г-на Буша о том, что основная доктрина периода "холодной войны" о "гарантированном взаимном уничтожении" в настоящее время себя изжила, и утверждение г-на Путина о том, что реальные вопросы безопасности в 21 веке находятся в другой области. Одним из таких вопросов является международный терроризм и задача его уничтожения - и этот вопрос занимает важное место в повестке дня саммита. Соединенные Штаты впечатлены активной поддержкой г-ном Путиным афганской кампании, особенно тем, что он содействовал в предоставлении доступа на военные базы стран Средней Азии, находящихся на "передовых" рубежах, и в обмене разведывательными данными, что стало со стороны бывшего служащего КГБ проявлением сотрудничества, о котором невозможно было и подумать во времена правления г-на Ельцина.
Судя по всему, г-н Путин также согласен с Вашингтоном (и с Тони Блэром (Tony Blair)) в том, что распространение ядерного, химического и бактериологического оружия, проблемы, создаваемые обедневшими странами и "государствами-изгоями", непрекращающиеся региональные конфликты, наподобие происходящих в Палестине, и транснациональная преступность, например, наркоторговля, будут представлять собой в будущем очень важные задачи. Соединенные Штаты возражают против того, чтобы Россия продавала оружие Ирану; Россия возражает против осуществляемых по инициативе США санкций против Ирака. И обе страны предлагают противоречащие определения терроризма: те, кто для г-на Буша являются чеченскими борцами за свободу, для г-на Путина являются презренными врагами. Однако эти проблемы легко преодолимы, например, важностью России для Соединенных Штатов как противовеса усиливающемуся Китаю и ее потенциалом как крупного поставщика нефти, не являющегося членом ОПЕК (организации стран - экспортеров нефти - прим. пер.); а так же усиливающимся стремлением г-на Путина к сокращению советского долга, увеличению западных инвестиций, проведению рыночных реформ и к вступлению во Всемирную Торговую Организацию.
Другими словами, проходящий на этой неделе саммит, который включит в себя и развитие дружеских связей на ранчо г-на Буша на ранчо последнего в Техасе, приходится на момент, когда интересы России и Соединенных Штатов совпадают в высшей степени. И предоставляемые этим благоприятные возможности частично понимаются. Г-н Буш говорит, что он и г-н Путин находятся на пороге установления связей, которые "переживут сроки их президентства". Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), советник президента США по вопросам национальной безопасности, говорит об установлении ничего иного, как "новых стратегических взаимоотношений".
Однако если г-н Буш со всей серьезностью относится к началу новых взаимоотношений, то необходимо проявить больше доверия, воображения и обыкновенного здравого смысла. Настало время пригласить Россию стать полноценным членом НАТО. Больше чем десять лет спустя после распада Советского Союза, Альянсу все еще предстоит обрести для себя убедительную мировую роль, что ясно подтверждается его устранением от участия в "войне с терроризмом". Говоря с политической и философской точек зрения, Организации Североатлантического договора уже давно пора пересмотреть принципы и цели своего существования, причем необходимо сделать это более фундаментальным образом, чем это было сделано в докладе о Стратегической Концепции 1999 года. Через двенадцать лет после падения Берлинской стены НАТО все еще символизирует собой анахроническое деление Европы на два лагеря: восточный и западный. Планируемое расширение Организации к границам России и вокруг них угрожает Москве, и оно тем более нелогично, если учитывать, что Россия ныне считается другом. Большая часть европейской роли НАТО может со временем быть перенята Европейским Союзом; в Македонии это уже происходит.
Несмотря на договоренность о партнерстве с НАТО, Москва еще до сих пор держится на расстоянии вытянутой руки. Однако чаши весов смещаются: оставшаяся без присмотра НАТО все более нуждается в России. В качестве вознаграждения может возникнуть обновленный, имеющий новые задачи, может быть, даже переименованный союз, охватывающий весь мир, очищенный от устаревшего мышления прошлого века, и предназначенный для того, чтобы отразить новые общие угрозы наступающей эры - отразить вместе, а не по одиночке. Как мог бы сказать г-н Блэр, события перетряхнули калейдоскоп. То, что сейчас необходимо - это четкая картинка.