15 ноября 2001 года. Всем очевидно, что проявленное в Техасе президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) по отношению к президенту России Владимиру Путину гостеприимство сильно отличается от той, почти что сибирской, прохлады, которую когда-то обещала нынешняя администрация США взамен "очень романтичной" политики Билла Клинтона (Bill Clinton) в отношении России. Вместо этого г-н Путин ощутил теплый ветерок сотрудничества и взаимопонимания.
О России уже не говорят, что она является "активным распространителем (оружия массового поражения - прим. пер.), как заявил в феврале 2001 года министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld). Президент Буш-младший теперь утверждает, что Россия "принимает на себя ответственную роль┘стремясь к предотвращению распространения". Изменение в подходе США к России диктуется не только потребностями повестки после событий 11 сентября: у россиян есть то, что нужно американцам. Идет серьезная работа. Администрация Буша-младшего желает перестроить здание безопасности, выстроенное в годы "холодной войны", в частности, изменить Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года.
Американские официальные лица утверждают, что этот договор ограничивает возможности Америки разрабатывать систему обороны от угроз их безопасности в 21-м веке. Америка хочет иметь национальную систему противоракетной обороны (НПРО). Она хочет защититься от так называемых "государств-изгоев" вроде Северной Кореи, Ирана, Ирака и Ливии, которые в будущем могут создать ракеты, способные достигать территории США. Россияне могут дать согласие на внесение изменений или даже на отмену Договора по ПРО, что американцам и требуется от них сегодня.
Россия сопротивляется созданию НПРО США в силу стратегических соображений. В среднесрочной перспективе НПРО США не представляет угрозы для устаревающего, но все еще значительного ядерного арсенала России. Но россияне опасаются, что Соединенные Штаты, не ограничиваемые никакими договорами, разработают дорогостоящие военные технологии, которым Россия ничего не сможет противопоставить.
США полны решимости осуществить свои планы в отношении НПРО. Россия кажется готовой на сделку. Первый шаг в компромиссе, который позволит России снять ограничения на испытания новых комплексов противоракетной обороны в обмен на обязательство США не выходить из Договора по ПРО, уже обсуждается. России уже удалось добиться обещания США сократить стратегические наступательные вооружения, в чем она отчаянно нуждается по финансовым соображениям. Если с помощью России будет преодолен барьер Договора по ПРО, шаги США в направлении создания работоспособной НПРО окажутся неизбежными. Главное, чтобы эти шаги не стали угрозой для стратегической стабильности.
Как нельзя в одиночку бороться с распространением наркотиков и с международной преступностью, так нельзя и самостоятельно противодействовать распространению оружия массового поражения. Нужно, чтобы Россия и Китай активно работали по насаждению режима нераспространения, а не оставались сторонними наблюдателями этого процесса. Только общими усилиями можно добиться желаемого результата. Для начала необходим реалистичный анализ ситуации. Вероятность того, что Соединенным Штатам удастся создать работоспособную НПРО, исключительно мала. И даже развертывание НПРО не гарантирует Америке абсолютную безопасность. Кроме того, НПРО будет крайне дорогостоящей. Следует оценить ее по критерию "стоимость-эффективность".
Если россияне и американцы договорятся, что тогда остается делать Великобритании? Если уж нам придется жить с американской НПРО, тогда лучше попытаться как-то повлиять на ее создание. Первое, английскому правительству следует подчеркивать, что любая американская система противоракетной обороны должна повышать, а не подрывать безопасность Великобритании. Второе, правительство должно настаивать на том, чтобы любая такая системы была полностью совместима с более широкими соглашениями о контроле над вооружениями и с целями нераспространения. Нам совсем не выгодно, если НПРО США сделает нас более уязвимыми в других отношениях. Третье, если США намерены отказаться от доктрины гарантированного взаимного уничтожения, следует заменить ее на доктрину взаимной защиты.
Любая сделка между Россией и США, будь то согласие на изменение, отказ или замену Договора по ПРО, подразумевает, что эти страны должны согласиться с тем, что поддержание международной безопасности больше не является делом только этих двух стран, и что третьи стороны, в частности, Великобритания, имеют законный интерес к результатам.