Ульрих Бек (Ulrich Beck), профессор социологии в Мюнхенском университете. Перевод с немецкого Даниэля Аржеле (Daniel Argelès).
Невозможно больше избежать опасности терактов и сибирской язвы. Возникает вопрос: кончилось ли короткое царствование экономики? Присутствуем ли мы вновь при утверждении первенства политики? Неужели триумфальное наступление неолиберализма, который казался непобедимым, оборвалось?
Глобальное нашествие террора похоже на Чернобыль мировой экономики: как там были захоронены отходы атомного производства, так и здесь - мы на похоронах обещаний о спасении, которые дал нам неолиберализм. Авторы убийственных терактов не только показали уязвимость западной цивилизации, они также стали предвестниками конфликтов, к которым может привести глобализация экономики. В состоянии глобального риска, вся парадигма неолиберализма, призванного заменить политику и государство экономикой, мгновенно стала не столь убедительной.
Тому свидетельство приватизация воздушной безопасности в США. До сегодняшнего дня этому было уделено мало внимания, но трагедия 11 сентября, с этой точки зрения, во многом является внутренней проблемой США. Лучше сказать так: уязвимость Соединенных Штатов во многом связано с их политической философией. Американская нация - глубоко неолиберальна, мало расположена платить за общественную безопасность.
Прежде всего, давно было известно, что США являются возможной мишенью террористов. Но, в отличие от Европы, в Америке воздушное сообщение было приватизировано, что повлекло так называемое "чудо рабочих мест", на которых работа велась по гибкому графику. А зарплата тружеников, которая была до этого даже ниже, чем у работников ресторанов быстрого питания, поднялась до 6 долларов в час. Функции наблюдения, самые важные в системе внутренней гражданской безопасности, оказались возложены на персонал, набираемый всего за несколько часов и не задерживающийся, в среднем, долее 6 месяцев на этой работе по обеспечению быстрой безопасности.
Таким образом, неолиберальная концепция, которую США приняли сами (с одной стороны - скупость государства, с другой - триада дерегуляция - либерализация - приватизация) отчасти объясняет уязвимость Америки перед терроризмом. По мере того как мы приходим к подобному заключению, становится ясным, что гегемония превосходства, которой достиг неолиберализм за последние годы, его влияние на рассудок и поведение людей - исчерпываются. В этом смысле, образы нью-йоркского ужаса таят в себе еще до сих пор не проявленный смысл: государство, страна могут "неолиберализировать" себя до смерти.
Экономисты-комментаторы, работающие в крупнейших газетах мира, чувствуют это очень хорошо, и доказывают: что было правдой 11 сентября не может стать ложным. Другими словами, что неолиберальная модель действует и после террактов, поскольку нет другой альтернативы. Вот именно это и есть ложь. Скорее здесь выражено отсутствие альтернатив в самом мышлении. Всегда подозревали, что неолиберализм - философия для лучших дней, которая может быть действенной только в условиях отсутствия кризисов и конфликтов. И в самом деле, неолиберальный императив утверждает, что участие государства, вмешательство политики, даже бюрократия - по своему происхождению являются теми же мировыми проблемами, что и безработица, бедность и экономические кризисы.
Триумфальный марш неолиберализма основывается на обещании, что нерегулируемая экономика и глобализация рынков разрешат основные проблемы человечества, что освобождение эгоистических устремлений победит неравенство в мировом масштабе, и позаботится о создании мирового правосудия. Не раз я с тоской спрашивал себя, кто защитит нас от этих поборников справедливости. Но вера капиталистов- революционеров обернулась опасной иллюзией.
Во время кризиса, неолиберализм снимает с себя политическую ответственность. Когда угроза краха становится реальностью, удовольствоваться увеличением дозы горькой экономической микстуры для исправления побочных эффектов глобализации - значит полагаться на иллюзорную теорию, за которую нам приходится сегодня дорого платить.
Напротив, угроза терроризма напомнила нам некоторые прописные истины, которые были отвергнуты в триумфе неолиберализма: мировая экономика, отделенная от политики - есть иллюзия. Без государства и общественных служб - нет безопасности. Без налогов - нет государства. Без налогов - нет образования, нет нормальной санитарной политики, нет общественной безопасности. Без налогов - нет демократии. Без общественного мнения, без демократии и без гражданского общества, - нет законности. А без законности, опять же, нет безопасности. В результате - отсутствие обсуждения, отсутствие гарантий, в масштабе нации, а отныне, и в мировом масштабе. Невозможность юридического разрешения конфликтов (то есть признанного всеми и ненасильственного). В таком случае, не будет, наконец, никакой мировой экономики, даже в той форме, что есть сегодня!
Где же искать альтернативу неолиберализму? Конечно, не в национальном протекционизме. В чем мы нуждаемся - так это в концепции расширения политической сферы, потенциально способной регулировать кризисы и конфликты, неотделимые от мировой экономики. Тариф Tobin на безудержный приток капитала, установления которого требует все большее число стран Европы и мира, - всего лишь первый программный шаг в этом направлении.
Неолиберализм давно настаивал на том, что экономика не укладывается в парадигму национального государства и сама устанавливает транснациональные правила, которым следует государство. В то же время придерживались принципа, что государство может играть свою обычную роль и сохраняет свои границы. Но после террактов, страны обнаружили возможность создавать транснациональные сообщества, хотя бы это касалось только внутренней безопасности.
Вдруг, почти повсеместное распространение получил принцип, противоположный идее неолиберадизма - принцип необходимости государства, причем в своей наиболее старой форме, восходящей еще к Гоббсу: для гарантии безопасности. То что казалось некоторое время назад невообразимым - а именно, европейский ордер на арест, который преодолел священное право стран на независимость в вопросах правосудия и полиции - оказалось на расстоянии вытянутой руки. А, быть может, мы в праве рассчитывать на подобного рода сближение в случае возможных кризисов в мировой экономике. Экономике, которая должна приспособиться к новым правилам и новым принципам работы. Закончилась эпоха, когда каждый был "в своем домене со наедине со своими преимуществами и своими предпочтениями".
Сопротивление глобализации, которое оказывал терроризм, привело к совершенно противоположному результату, и открыло новую эру глобализации политики и Государства: начало транснациональной политики, создание сетей и сотрудничество стран. Таково действие этого странного закона, почему- то обойденного общественным мнением, закона, который требует, чтобы сопротивление глобализации только ускорило ее ритм, хотелось этого террористам или нет. Этот парадокс подразумевает следующее: термином "глобализация" обозначается странный процесс, реализация которого идет, согласны вы или нет.
Противники глобализации не только пользуются средствами связи наравне с ее адептами. Они пользуются также мировой системой прав, мировыми рынками, средствами передвижения, мировыми сетями. Они мыслят и действуют в рамках глобальных категорий. Их поступки вызывают мировой резонанс и получают рекламу во всем мире. Что можно сказать, например, о точности расчета террористов на то, что после проведения их операции в Нью-Йорке, катастрофа и массовое убийство будут транслироваться в прямом эфире. Они могли рассчитывать, что разрушение второй башни Всемирного торгового центра будет вживую передаваться на весь мир вездесущими камерами.
Стоит ли останавливать глобализацию по причине террористических актов? Можно ли понять террористов, которые хотели помешать неолиберализму, который, по мнению его критиков, подобно катку желал проехаться по всей планете? Нет, - это глупость. Ни глобализация, ни абстрактная идея, ни Бог не могут оправдать этот акт насилия. Глобализация - амбивалентный процесс, ее нельзя повернуть вспять. Маленькие и более слабые страны отказываются от политики национальной автаркии и требуют доступа к мировому рынку. Что мы читаем на передовице крупнейшей украинской газеты перед визитом канцлера Германии? "Мы готовы простить завоевателей и ждем от них инвестиций". Потому что, если и есть нечто худшее, чем быть завоеванным иностранными инвестициями, так это - их отсутствие.
В то же время необходимо связать глобализацию экономики с политическим космополитизмом. В будущем, достоинство человека, его культурное самосознание, отличное от других, должно быть принято во внимание. 11 сентября расстояние между миром, который приветствует глобализацию, и миром, который видит себя под угрозой - исчезло. Помогать тем, кто исключен из сообщества, - теперь не только гуманитарная задача, но соответствует глубокому внутреннему интересу Запада, является ключом к внутренней безопасности.
Чтобы истощить источники, от которых питается ненависть миллиардов человек, откуда беспрестанно возникают новые Бен Ладены, риск глобализации должен быть прогнозируемым, а ее блага и свободы должны распределяться более справедливо. Велика опасность того, что все произойдет в точности до наоборот, что гибельный круговорот, который мы сегодня лишь воображаем, помноженный на обещания безопасности государств, закрутится в спираль обманутых надежд.
Угрозу представляет то, что с новым открытием роли власти и сотрудничества государств, будет создано транснациональное государство -крепость, в котором демократия и свобода рынка будут принесены в жертву частной безопасности. Необходимо, чтобы главные действующие лица мировой экономики публично заняли четкую позицию против такого, слишком предсказуемого развития событий. Чтобы они вернулись к догмату о бесполезности государства и превратили бы государства - нации в открытые государства- космополиты, уважающие ценности культур и религий всего мира.
Крупные промышленные группы, межнациональные институты экономической регуляции, неправительственные организации и ООН должны вести совместную работу по формированию государственных структур и институтов, которые будут открыты для всего мира, будут подразумевать религиозные и национальные различия, права человека и экономическую глобализацию.