Администрация Буша, невзирая на все последствия событий 11 сентября, увидит в этом сильный аргумент в пользу осуществления своего проекта по созданию системы противоракетной обороны. И до
То, о чем теперь заявили в Вашингтоне президент США Джордж Буш (George Bush) и его российский гость Владимир Путин, по сути дела, само собой разумеющаяся вещь. Какой нормальный человек может оправдывать поддержание ядерного арсенала в количестве от 6 000 до 7 000 боеголовок с каждой стороны и нести связанные с ним расходы?
Есть Договор по ПРО от 1972 года (!) - документ, который превращает этот ядерный арсенал в фундамент обеспечения мира путем обеспечения гарантии взаимного уничтожения. Дело в том, что этот документ отказывает обеим сторонам в праве на эффективную противоракетную оборону.
Сама по себе извращенная логика. Однако в разгар "холодной войны" по причине отсутствия альтернативы - это была единственная альтернатива для сохранения мира. Исходя из этого, администрация США имеет, без сомнения, право называть Договор по ПРО реликтом прошлого независимо от того, имеет ли какой-то смысл ее проект создания системы противоракетной обороны, и вообще выполним ли он с технической точки зрения.
Между тем, события 11 сентября драматическим образом изменили сценарий мировых угроз. Это требует также сближения прежних противников по "холодной войне". Еще несколько месяцев назад Путин грозил тем, что оснастит межконтинентальные баллистические ракеты кассетными боеголовками. Это, по его словам, был бы самым дешевым ответом на развертывание американцами системы противоракетной обороны. Теперь президенты России и США заявляют о сокращении ядерных арсеналов на треть.
Путин увидел возможности, которые открывает антитеррористический альянс Буша, и использовал их. После своей речи на немецком языке в берлинском бундестаге, оставившей большое впечатление, глава Кремля в другой раз предстал перед находящимися в шоке от террористических актов гражданами США как симпатичный и предсказуемый человек. Это хорошо для нынешнего времени всеобщей неуверенности, причем не только в США. И это бальзам для оскорбленного чувства собственного достоинства русских.
Тем не менее, это не должно мешать видеть реалии. В то время, когда Буш и Путин заявляют в Вашингтоне о сокращении ракетных арсеналов, в Москве становится известным, что российская спецслужба раскрыла нелегальную сделку по продаже ядерного материала, который пригоден для создания ядерного оружия.
Администрация Буша, невзирая на все последствия событий 11 сентября, увидит в этом сильный аргумент в пользу осуществления своего проекта по созданию системы противоракетной обороны. И до этого момента частью нового американского сценария угроз являлось то, что "государства-изгои" или поддерживаемые ими террористы применяют ядерное оружие или используют его в качестве орудия для шантажа. Усаме бен Ладену (Osama Bin Laden) приписывают слова, что на черном рынке можно купит атомную бомбу за десять-двадцать миллионов долларов.
Что касается черного рынка ядерного оружия и государств-изгоев, Россия должна предпринять какие-то действия или, по крайней мере, объясниться. Действия в борьбе с мафиозными структурами, которые образовались на закате Советского Союза в экономике и обществе и не без умысла - в системе военно-промышленного комплекса. Объясниться по поводу того, поддерживает ли Москва до сих пор особые отношения с режимами, такими, как режим диктатора Саддама Хуссейна (Saddam Hussein).
В своем стремлении к сотрудничеству лично Владимир Путин выглядит правдоподобно. Все его западные партнеры по переговорам находятся под впечатлением от него. Однако остается вопрос, сможет ли глава Кремля справиться с ширящимся в его собственной стране старым конфронтационным мышлением и властными группировками. При этом на пользу ему пойдет в большей мере, прежде всего, решительность в проведении реформ, чем его репутация на Западе. Только это может превратить Россию в действительно сильную страну, которой она хотела бы быть, и в какой должен быть заинтересован весь мир.