16 ноября 2001 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и президент России Владимир Путин каждый со своей стороны послали сигналы, что ими сделан огромный шаг в направлении повышения глобальной безопасности и искоренения наследия "холодной войны". В ходе четвертой в серии все более теплых встреч на высшем уровне президент Буш-младший объявил, что Соединенные Штаты намерены в предстоящие 10 лет сократить количество ядерных боезарядов на находящихся в боеготовом состоянии стратегических носителях с почти 7000 до уровня 1700-2200 единиц. Несколькими часами позже г-н Путин заявил, что Россия сократит по меньшей мере на две трети свой арсенал, в котором насчитывается 6000 таких боезарядов. Эти два заявления, если они будут полностью претворены в жизнь, ознаменуют собой один из величайших в человеческой истории актов разоружения. Но, если г-н Буш-младший и г-н Путин действительно намереваются осуществить этот прорыв, или установить "новые отношения для 21-го века", что они экспансивно пообещали, тогда важен еще один шаг: записанное на бумаге, поддающееся контролю соглашение, в котором будут прописаны их обязательства по наступательным, а также по оборонительным системам оружия и по их сотрудничеству в области предотвращения дальнейшего распространения ядерного оружия в мире.
Формальное российско-американское соглашение важно отчасти потому, что очень многое в недавнем прогрессе во взаимоотношениях между странами, кажется, зависит от взаимных симпатий двух президентов. Г-н Буш-младший на этой неделе сказал, что "он заглянул человеку в глаза и пожал ему руку", когда излагал план сокращения количества американских ядерных боезарядов. Но, как быстро напомнил г-ну Бушу-младшему г-н Путин - и как нередко говорили республиканцы, браня президента Клинтона (Clinton) за его дружбу с Борисом Ельциным - президенты в обеих странах приходят и уходят, поэтому отношения должны строиться так, чтобы пережить подобные смены власть предержащих.
Контроль важен, ибо он позволит Соединенным Штатам осуществлять постоянный мониторинг состояния российского арсенала ядерных боезарядов и запаса делящихся материалов - очень важный вопрос в момент, когда террористы и правительства так называемых "государств-изгоев" все более активно пытаются завладеть этими материалами.
Приняв на себя формальные обязательства перед Россией, Соединенные Штаты, кроме того, получат возможность успокоить другие ключевые державы мира, такие, как Китай, в отношении размеров и формы своего ядерного арсенала, а также своей системы противоракетной обороны (ПРО), если таковая будет создана. Отсутствие каких-либо обязательство такого рода или контроля за их выполнением скорее всего поощрит к устойчивому наращиванию своего ядерного арсенала Китай и, возможно, другие государства, как это уже было 30 лет назад, до введения режима контроля за ядерным оружием.
Формулировки, которые использовали два президента на этой неделе, отчетливо показали тот разрыв в позициях сторон, который им еще предстоит преодолеть. Если г-н Путин говорил о необходимости оформить новые соглашения "в договорной форме, включая проверку и контроль", то г-н Буш-младший предложил лишь "записать их на бумаге". Нужно выработать формулу, которая сблизит эти полярные взгляды. Г-н Буш-младший, вероятно, прав, когда утверждает, что российско-американские соглашения в области контроля над вооружениями в дальнейшем не обязательно должны быть старательно детализованными юридическими инструментами, подлежащими ратификации законодательной властью, однако безрассудно настаивать, что подобные стратегические отношения могут базироваться на чем-то, что эквивалентно рукопожатию.
В конце концов, недавно пересмотренный стратегический план США - который определяет минимально необходимое количество американских ядерных боезарядов - все еще строится на основе предположения о возможности ядерной войны с Россией. Если бы подобный конфликт действительно считали немыслимым, то можно было бы сократить американский арсенал ядерного оружия значительно больше. Иными словами, если американские военные стратеги пришли к заключению, что исключать вероятность такого конфликта сегодня неразумно, тогда с их стороны неискренне доказывать, что у России и Соединенных Штатов больше нет причин для заключения соглашений о контроле над вооружениями.
Аналогичные расхождения сдерживают российско-американскую договоренность по противоракетной обороне. Официальные лица администрации Буша-младшего, хотя они и очень хотят аннулировать Договор по ПРО, предложили оставить его в силе, если Россия согласится на американскую интенсивную программу испытаний (противоракетных комплексов - прим. пер.). Но г-н Путин теперь хочет переговоров о параметрах любых американских испытаний. Официальные лица администрации Буша-младшего правы, сопротивляясь этому и соглашаясь на сохранение Договора по ПРО, который конкретно запрещает только развертывание любой системы противоракетной обороны территории страны. Им следует дать России и другим государствам достаточные гарантии, что не будет резкого или одностороннего изменения в стратегическом балансе.
Усердно пытаясь построить новые отношения (с Россией - прим. пер.) - или, быть может, обосновать свою посылку об отсутствии необходимости в новых договорах - официальные представители американской администрации начали сравнивать американо-российские переговоры о контроле над вооружениями с консультациями по вопросам обороны между союзниками по Организации Североатлантического договора (НАТО). Однако, хотя, вполне возможно, в американо-российских отношениях происходят важные и желательные перемены, они пока даже отдаленно не напоминают отношения США и Западной Европы и едва ли они станут сопоставимыми в ближайшем будущем.
В некоторых из сделанных г-ном Бушем-младшим в ходе саммита заявлений затрагивались такие вопросы, как продолжающаяся война России в Чечне или нежелание г-на Путина видеть средства массовой информации свободными. Такие серьезные промахи в декларированном Москвой стремлении ввести у себя западные стандарты демократии и прав человека, если они будут наблюдаться и в дальнейшем, сделают невозможной любую искреннюю "трансформацию отношений", каковы бы ни были персональные связи между двумя президентами. Администрация США вполне правильно подталкивает Москву к переменам в этих сферах. Однако не следует использовать надежду на то, что Россию когда-нибудь удастся подвести к полномасштабному партнерству с Западом, для оправдания полного отказа от контроля над ядерным оружием. Хорошо, что г-н Буш-младший и г-н Путин глядят друг другу в глаза. Но им все еще нужно письменное соглашение.