Познание форм, которые принимала глобализация в прошлом, необходимо для понимания тех форм, которые она принимает сегодня; необходимо для выработки позиции, которую мы должны занять перед лицом этого феномена. Две работы, написанные в 1970-е годы, касаются, на мой взгляд, базового понятия в проблеме глобализации, ставшего теперь очень актуальным: понятия экономики-мира. Первую книгу, "Современная система мира" (1974), написал Иммануэль Вальтер Стайн (Immanuel Walter Stein), вторая вышла из-под пера французского историка Фернана Броделя (Fernand Braudel), и называется она "Время мира", "Материальная цивилизация. Экономика и капитализм, XV-XVIII века", том третий (1979). (┘)
Явление, обратившее на себя общее внимание сегодня, - это примат экономики в феномене глобализации. И это относительно новая посылка, которая возникает на Западе с наступлением капитализма в XVI и XVII веках. Сисмонди (Sismondi) очень точно дал определение этому явлению в начале XIX века в своих "Новых принципах политической экономии" (1819): "Человеческий род или часть его, которая занята торговлей и не является ничем иным как рынком". Поскольку принципиальным указателем глобализации были цены, следует задуматься о том, что деньги (и цены) - важнейшее понятие. Но Фернан Бродель настаивает на том, что учитывать лишь фактор экономики, это не просто ошибка, но ошибка опасная. "Экономическая история мира, - пишет он, это история всего мира, но увиденная только из одного наблюдательного пункта, а именно, с точки зрения экономики. Избрать эту точку зрения, - значит с самого начала воспользоваться односторонней и опасной формой объяснения".
Он подчеркивает, что в любой глобализации есть четыре основных аспекта, которые, по его мнению, образуют отношения порядка: экономический аспект, социальный аспект, культурный аспект, политический аспект. Он настаивает на том, что эти порядки, даже если они полезны при анализе феномена, не действуют по отдельности и не могут быть рассмотрены по отдельности, они, в некотором роде, образуют систему, ни одна частей которой не может быть изолирована, - и это очень важно знать сегодня. Мы должны извлечь урок из опыта прошлого - нельзя отделять экономический аспект от других.(┘) Бродель выделяет в истории несколько глобализаций: древняя Финикия, Карфаген, Рим, христианская Европа, Ислам, Московия, Китай и Индия. Глобализации этого типа принимают форму империй - и это ставит проблему для исторического анализа - поскольку этот тип представлен в основном политическими структурами: так в случае Китая или Рима, или империя окружает себя гирляндой зависимых стран, как в случае Индии.
Пример Рима мне представляется особенно интересным, так как римляне, повинуясь внутреннему ощущению и рациональному плану, пытались распространить свою власть на весь обитаемый мир. В случае с Римом мы имеем дело с подлинно глобалистической интенцией. Они переняли у греков название населенного мира - "ойкумена", - и римская империя представляла себя правительством ойкумены.
Можно привести примеры частичной глобализации: Ганза, которая включала в себя в Средние века целую серию городов и корпораций Северной Европы. В этом свете возникает другое важное понятие: понятие сети. Феномен глобализации состоит в формировании сетей и управлении ими. (┘)
Глобализация подразумевает развитие. Этим термин указывает, что эволюция и глобализация - явление, которое покоряет пространства и сообщества. Периоды глобализации (что отличается от имперской экспансии, несмотря на связь между этими явлениями) и периоды дробления чередуются в истории как вдох и выдох. Катализатором выступает прогресс техники и средств связи.(┘) Фернан Бродель подчеркивает, что капиталистическая глобализация моделирует политико-географическое пространство. Вокруг одного центра, города, очага пульсирующего организма, Биржи, действуют "звезды второй величины", более или менее удаленные; в такой пространственной иерархии преобладает отношение центр-периферия. Такими центрами были Анвер, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк. Я думаю о важности определенного пространства и политико-экономического государства. В античности, таким центром был Рим, в Средние века до XV столетия - Европа, сегодня - США. Мировое господство требует разумного, обоснованного сопротивления гегемонии. (┘) В феномен глобализации входит идея успеха, достижения чего-либо; но если и есть прогресс, то, в то же время, существуют беды, которые тесно связаны с глобализацией в истории, и которые могут бросить новый свет на опасности современной глобализации. Что Рим смог привнести в ойкумену, над которой он господствовал в течение веков? Он принес ей мир - римский мир - элемент глобализации. Следовательно, пространство глобализации может и должно быть мирным пространством. Очевидно, нужно знать, что означает это умиротворение, как его достичь, - к сожалению часто средством достижения мира становится война, - и нужно знать, что собой представляет господство, если оно призвано смирить, что оно несет.
Римский мир принес его жителям, или, по крайней мере, высшему слою, универсальное гражданство - они - граждане мира. Наиболее яркий пример - Павел из Тарса, св. Павел, еврей, ставший христианином, который утверждал: "Civis romanus sum" ("Я - гражданин Рима").
С одной стороны, римская глобализация повлекла за собой создание юридического пространства; есть, следовательно, правовые понятия и практики, которые связаны с замирением и должны его сопровождать.
Наконец (во-вторых?), существует проблема, с которой мы сталкиваемся и сегодня: проблема языка, лингвистической унификации.
Что можно поставить в упрек этой глобализации? По завершении достаточно долгого периода - несколько веков - римский мир оказался неспособным интегрировать или ассимилировать новых граждан, тех, кого называли "варварами", которые, будучи не в состоянии войти в римскую систему и пространство, восстали против этого пространства. Глобализация вызывает, рано или поздно, бунт тех, кому она не приносит блага, а только обрекает на эксплуатацию или изгнание.
Колонизация, связанная с экспансией Европы, в окончательном виде принявшая форму капитализма, началась в XV -XVI веках и поразила, более всего, Африку и Америку. Среди всего, что можно назвать прогрессом, нужно сказать о том, что эта экспансия положила конец - я удивлен тем, что об этом так редко упоминают, - жестокости господствующих доколумбовских культур в Америке. Государства ацтеков, инков и даже майя - были государствами с большой степенью внутренней жестокости, наиболее вопиющим примером которой являлись человеческие жертвоприношения.
Очень важным вопросом для глобализации является ее здоровье, биологическое состояние популяции. И здесь есть неравенство сил. В Америке, результат был катастрофическим. Колонизаторы принесли невольно, не считая распространения алкоголя, свои болезни, микробов, бацилл, которые потрясли, даже разрушили биологическое равновесие народов, подвергшихся колонизации. Но, нужно отметить, что колонизация принесла прогресс гигиены и медицины - это особенно справедливо в отношении современной Африки.
Затем, мне кажется, что я не следую мифу французских колонизаторов, особенно XIX в. и Третьей Республики, говоря, что глобализация способствует распространению школ, знания, навыков чтения и письма.
На другой чаше весов я вижу два несчастья: то, что я называю насилием над прежними культурами народов, настоящим разрушением этих культур. Здесь нужно ввести в игру такую составляющую глобализации, как религия. (┘). Я хотел бы поговорить (┘) о том, что можно назвать опасностью монотеизма (если я никого не шокирую этим). Глобализация придает религиям универсальный характер - не беря в расчет иудаизм, который имеет отношение только к одному, специфическому, сообществу, - и христианство и ислам вместе примешивают к монотеизму (история это показала) идею нетерпимости и даже преследования.
С другой стороны (┘), замечают, особенно с тех пор как экономический аспект стал первостепенным, что глобализация создает или, по крайней мере, обостряет вражду между бедными (рабами) и богатыми (господами). Обнищание - есть почти неизбежное зло и по сей день. (┘) Глобализация насилует не только культуру, но и историю. "Народы без истории": это выражение, часто употребляемое колонистами, бьет по народам, у которых, на самом деле, есть история, часто в устной форме, особенная история, которую разрушают. Разрушение памяти, истории прошлого - ужасно для общества.
Жак Ле Гофф - историк. Этот текст представляет собой отрывки из его выступления на Форуме универсальной Академии культур, который прошел 13 и 14 ноября в Париже.