Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин под угрозой синдрома Горбачева

Международный кризис увеличил вес Путина на Западе, но его престиж на родине не возрос

Путин под угрозой синдрома Горбачева picture
Путин под угрозой синдрома Горбачева picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россияне уже не сгорают от стыда, как во времена Бориса Ельцина от его клоунских выходок, и полагают, что их интересы должным образом представлены молодым спортсменом, который ведет себя весьма достойно. Награждая его ярлычком человека очаровательного и ╚искреннего╩, многие забывают о том, что Путин практически никогда не бывает раскрепощенным и воспринимает свой имидж как часть своей работы. И в этом упражнении по самоконтролю у него была хорошая школа

После совещания между Владимиром Путиным и его американским коллегой Джорджем В. Бушем (George W. Bush) престиж России и ее президента значительно вырос на Западе. Тем не менее, в России еще слишком рано говорить о том, каким образом новый политический климат в условиях ослабления напряженности между двумя странами повлияет на основную цель лидера Кремля: вхождение России в клуб избранных наций, которые решают вопросы экономики, политики и войны во всем мире.

С популярностью, значительно превышающей 70%, Путин находится в самых замечательных условиях. Россияне уже не сгорают от стыда, как во времена Бориса Ельцина от его клоунских выходок, и полагают, что их интересы должным образом представлены молодым спортсменом, который ведет себя весьма достойно. Награждая его ярлычком человека очаровательного и "искреннего", многие забывают о том, что Путин практически никогда не бывает раскрепощенным и воспринимает свой имидж как часть своей работы. И в этом упражнении по самоконтролю у него была хорошая школа. В своем интервью National Public Radio в Нью-Йорке Путин признал, что предыдущая работа во внешней разведке помогает ему сегодня в общении с людьми.

Укрепление позиций Путина в России частично основано на контрасте с его предшественником, частично на нефтяной конъюнктуре и частично на его личных достоинствах и решимости довести до конца экономическую реформу. И вместе с тем, его позиция до сих пор не стабильна. Серьезные проблемы, которые России предстоит решить, потребуют упорного труда на протяжении продолжительного периода времени. Остаются неразрешенными проблемы, затрагивающие различные слои населения - это и пенсионная реформа, преобразование социальных служб, реформы жилищная и военная. Разрешение этой последней сильно тормозится затруднительным положением Кремля, до сих пор не принявшего решения относительно того, каким типом государства будет новая Россия.

В то время как Путин совещался с Бушем, в Москве Государственная Дума приняла в первом чтении закон, по которому зарплаты военных будут приравнены к зарплатам государственных служащих. Военный сектор полагает, что таким образом не получится компенсировать потерю тех привилегий, которыми да недавнего времени пользовались военные, начиная от бесплатного жилья и выплаты пособий и до освобождения от подоходного налога. Сотни молодых офицеров уходят из армии, потому что им не на что содержать свои семьи. Недовольство в войсках заставило министра обороны Сергея Иванова обратиться к Путину. "В начале 2002 года необходимо принятие некоторых мер по улучшению материального состояния военных, потому что их неопределенное социальное положение уже дошло до критической отметки, а, учитывая нарастание политической и военной нестабильности в мире, оно начинает представлять реальную угрозу национальной безопасности государства", - писал в октябре Иванов в письме, распространенном информационной службой грани.ru. Улучшение ситуации позволило правительству России вовремя выплатить зарплаты, увеличить государственный бюджет и выплатить часть внешнего долга. Из-за снижения цен на нефть никто не может сказать, сможет ли Россия продолжать эту политику или будет вынуждена прибегнуть к новым кредитам.

Россия до сих пор не избавилась от ностальгии сверх-державы. Частично удовлетворенность России, вызванная встречей Путина и Буша, объясняется признанием значения Москвы. Путин одержим идеей не остаться в стороне от принятия важнейших мировых решений. Антитеррористическая борьба, развернутая после 11 сентября, дает ему уникальную возможность. Афганистан и война против террористов были мотивами полного соглашения между Бушем и Путиным, которые Москва использовала для своих интересов в плане глобальной интеграции, начиная от вхождения в Международную Торговую Организацию (ВТО) и заканчивая радикальными изменениями в отношениях с НАТО, который должен учитывать мнение России при принятии решений.

Во время пребывания в Соединенных Штатах Путин неоднократно произносил слово "необратимый", чтобы таким образом определить вхождение своей страны в рыночную экономику и демократию. Но для того, чтобы гарантировать эту "необратимость", необходимо принятие решений, которые затронут значение России как сверхдержавы, способной сравниться с США в области вооружения. Синдром великой державы по-советски (которая определяется сопоставлением ядерных арсеналов) отразилась в стремлении Путина количественно определить сокращение стратегического вооружения, заявленного Бушем, в соответствии со Стартом I и Стартом II, а также сохранить договоренность по противоракетной обороне (ПРО). Вашингтон готов пойти на некоторые уступки, относительно того должны ли ядерные боеголовки только демонтироваться либо уничтожаться, но не намерен возвращаться к прежней системе советско-американских договоров по разоружению. В том, что касается договора по ПРО, Белый Дом ясно дал понять, что он продолжит свои испытания, и в некий неопределенный момент, он вынужден будет преступить "ограничения" договора, из которого может выйти, предварительно объявив о своем решение за шесть месяцев.

Россия не может заставить Вашингтон ни изменить решение, ни следовать его шагам в создании противоракетного щита, но она сопротивляется выходу американцев, так как это означало бы признание потери своего собственного статуса. Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), советница по безопасности президента Буша, подчеркнула, что вопрос вооружения занимает гораздо более скромную роль, по сравнению с прошлым, в совокупности общих интересов. Но для тоскующих по великой мощи России эта тема является экзистенциальной. Путин не в состоянии утолить их жажду, и, для того, чтобы не повторить опыт Горбачева, который потерпел поражение, оказавшись зажатым между любовью Запада и недовольством своих граждан, Путину остается один лишь путь: успех в реформировании собственной страны, успех, компенсирующий потерю прежнего влияния.