Цель у реставраторов всегда одна - добиться возрождения произведения искусства, относясь с самым глубоким почтением к его сути. Реставрация - это искусство само в себе, которым итальянцы владеют как немногие, согласно высказыванию министра культуры Италии, Джулиано Урбани (Giuliano Urbani). Подтверждением этим словам стали работы, проведенные в подземных термах Помпеи, более двух тысячелетий назад украшенных эротическими росписями (они откроют свои двери для посещения публики в декабре), а также продолжающаяся реставрация Капеллы де Скровеньи, расписанной Джотто в 1305 году.
Обе работы, представленные в эти дни, являются поручительством решению министра Урбани, который в прошедшую среду заявил, что выступит с предложением о создании в Европейском Сообществе агентства по реставрации, в котором должное место займут итальянские эксперты. Реставраторы-минималисты, такие как Джеймс Бек (James Beck), профессор Колумбийского Университета, приверженец политики невмешательства, и, прежде всего, это имеет отношение к изумительному и необыкновенно хрупкому наследию итальянской культуры. Защитники этой линии во главе с Беком, вероятнее всего, не будут согласны с работой над фресками в Капелле де Скровеньи в Падуе, выполненной Центральным Институтом по Реставрации (ICR) Италии.
Работа, выполненная до сегодняшнего дня, представляет 40% поверхности - это около 900 квадратных метров - расписанной Джотто в начале XIV-го века. Художник изобразил на стенах часовни семьи Скровеньи череду священных сцен, которая заканчивается Страшным Судом, представляя, таким образом, подобие Сикстинской Капеллы в миниатюре. Потрясающее по своей красоте творение не уберегло ее от забвения, в котором она находилась до начала XIX-го века.
Череда происшествий чуть не привела к исчезновению этого памятника эпохи Возрождения, но самый большой урон нанесли ему реставрационные работы XIX-го и начала XX -го веков. Из-за изменения состава краски, часть сцен практически полностью исчезла, в то время как влажность угрожала разрушить весь ансамбль. Последнее вмешательство реставраторов, начавшееся в июне этого года, которое продлится до марта следующего, спасло всю роспись, предварительно защищенную камерой со специальным воздухом. Затраты на реставрацию взяло на себя итальянское министерство культуры, которое затратило на работы около 300 миллионов песет.
В отличие от работ в Падуе, реставрация подземных терм в Помпеях финансировалась из различных источников: здесь были задействованы общественные средства, но, один из главных вкладов сделала Компания San Paolo, а работы проводились в течение продолжительного периода времени, начиная с того момента, как фрески были извлечены на свет в 1985-1987 годах. Эротические термы - прекрасно сохранившийся ансамбль, из которого выделяется зал, служивший для переодевания мужчин и женщин, обильно украшенный росписями сексуального содержания. Время сохранило всего восемь сцен, среди которых есть изображающие оральный секс и лесбийские утехи - все это породило развернутую полемику относительно действительного назначения этого сооружения. Многие археологи предполагают, что это был публичный дом ("lupanar"). Лучиана Джакобелли (Luciana Jacobelli), археолог, раскопавшая эти термы, не разделяет этого мнения. Она полагает, что Подземные Термы были всего лишь обычными публичными банями, посещавшимися средним классом. Эротические мотивы, инспирированные декоративным эротическим искусством Греции, не были предназначены для возбуждения, а всего лишь являлись украшением.