Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ХУАН ГОЙТИСОЛО: Необходимо помочь исламскому обществу стать более светским

Ислам столь же разнообразен, как и Христианство

ХУАН ГОЙТИСОЛО: Необходимо помочь исламскому обществу стать более светским picture
ХУАН ГОЙТИСОЛО: Необходимо помочь исламскому обществу стать более светским picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении десятилетий я утверждаю, что должно быть два различных государства - Израиль и Палестина √ разделенные границами, признанными международным сообществом. Иначе мира не будет. Палестинцы находятся в состоянии ╚бесконечной несправедливости╩ (если перевернуть лозунг Буша) и до тех пор, пока они будут жить в состоянии государственного террора со стороны правительства Шарона, мира не будет

Новеллист Хуан Гойтисоло (Juan Goytisolo) объединил в своей недавно опубликованной книге "Пейзажи войны" ("Paisajes de guerra", Aguilar) рассказы о совершенных им в последние годы поездках в Сараево, Алжир, Палестину и Чечню - туда, где Ислам столкнулся и продолжает сталкиваться с выбором между фанатизмом и терпимостью, умеренностью и обскурантизмом, но, прежде всего, с непониманием всего мира.

-Я - не журналист, но был в этих зонах конфликта, - говорит Хуан Гойтисоло. - Например, в Алжире, стране, которую знаю так же хорошо, как и Марокко. Я пытался найти причины столь чудовищного насилия, которого стало меньше в нашем мире, но оно еще остается. В случае с Боснией меня, буквально за руку, привела туда Сузан Зонтаг (Susan Sontag). По сравнению с остальными, для меня это стало самым тяжелым переживанием: осада города была действительно страшной. Я был там три раза. Во второй раз я не знал, как объяснить весь этот ужас, хотя к тому времени уже написал "Дневник Сараево". В Чечне, где варварство не поддается описанию, за сигареты и водку можно было купить разрешение на проход между зонами, оккупированными русскими и сепаратистами. Каждый день я переезжал через границу на стареньком автомобиле с шофером-чеченцем и гидом-украинцем (он точно знал, сколько надо заплатить каждому офицеру и каждому солдату), и, по правде говоря, были такие моменты, когда меня веселила та легкость, с которой мы, в самый разгар войны, переезжали с одной стороны на другую. Это казалось игрой, чего нельзя сказать о Боснии.

- Существует некая тенденция, пытающаяся представить Ислам как монолит, но Вы так не считаете.

- Ислам столь же разнообразен, как и Христианство. Нам прекрасно видна разница между египетскими коптами, Русской Православной Церковью, лютеранством, Англиканской Церковью, католицизмом┘. То, что у меня вызвало в Боснии наибольшее негодование, так это то, что страдало население, бывшее "социологически" мусульманским. В выступление правительства Боснии-Герцеговины речь шла о государстве граждан, в то время как сербские и хорватские экстремисты говорили о крови и исторических обидах. Меня возмутило то, что французские военные поддерживали сербских экстремистов, в то время как Босния могла бы стать примером открытого исламского общества, моделью толерантности. Подтверждение своим мыслям я получил после прошлогодних выборов: в хорватской части Боснии победили националисты, в сербской - опять националисты; а в той части, которую называют мусульманской, победила Социал-демократическая партия┘ светская. Нельзя высказывать убеждения подобные "Ислам не может приспособиться к демократии". Говорят: "Ислам несовместим со светскостью". Но это существует во всех религиях: Католическая Церковь так же несовместима со светскостью. Общество насадило светскость, а Церкви пришлось приспосабливаться к ней. Речь идет о том, чтобы помочь мусульманскому обществу стать более светским.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАКОННОСТЬ

- Война в Афганистане поможет или нет урегулировать конфликт между израильтянами и палестинцами?

- На протяжении десятилетий я утверждаю, что должно быть два различных государства - Израиль и Палестина - разделенные границами, признанными международным сообществом. Иначе мира не будет. Палестинцы находятся в состоянии "бесконечной несправедливости" (если перевернуть лозунг Буша (Bush)) и до тех пор, пока они будут жить в состоянии государственного террора со стороны правительства Шарона (Sharon), мира не будет. Необходимо подождать того момента, когда общественное мнение израильтян поймет это. Вне той территории все говорят о безопасности государства Израиль, и никто не говорит о безопасности палестинцев, имеющих столько же прав на мир и спокойствие. Всегда можно прийти к договоренности между израильскими демократами и демократами палестинскими, но этого очень сложно достигнуть между ортодоксами. Общество Тель-Авива не имеет ничего общего с поселенцами, многие из которых столь же фанатичны, как и исламские экстремисты.

- Изменилась ли внешняя политика США из-за войны?

- Я полагаю, что все сделанное до настоящего момента было лишь тактическими уступками со стороны Буша, для создания этого большого альянса. Я не вижу, чтобы он задавался вопросами: "Возможно ли, сохранить ситуацию в Палестине без того, чтобы она отразилась на всем арабском мире? Возможно ли, сохранять блокаду, угрожающую не Садаму Хусейну (Sadam Husein), а народу Ирака?" Так же невозможно говорить и об умеренности жителей Саудовской Аравии, сколько из них настроено противоположным образом. По крайней мере, сейчас всплыли некоторые вопросы, которые в один прекрасный день придется решать. Тот факт, что американцы поняли свою уязвимость, вызвало некоторые перемены, не только в смысле укрепления собственной безопасности, но и в том, чтобы иметь более глобальное видение мира.