У него репутация, что он немец. Тем не менее, пунктуальность для Владимира Путина до сих пор не входила в число его добродетелей. Глава Кремля обычно появляется на заранее оговоренной встрече с опозданием на десять минут. Вчера, когда в Кремлевском дворце съездов открывался Гражданский форум, российский президент сделал исключение, хотя в списке выступающих в числе первых он не значился. Двухдневную конференцию неправительственных организаций гранд-дама движения правозащитников, бывшая диссидентка Людмила Алексеева открывала в присутствии бывшего главы разведки Владимира Путина. Если бы это не было символично.
Ровно 4 500 делегатов со всей России принимают участие в мероприятии, которое должно способствовать диалогу между обществом и государством. Это особенно мрачная глава в тысячелетней истории империи и ее бюрократии, которая часто обрекала граждан искать отдушину за рамками правового пространства.
Изменится ли что-нибудь после этого? Речь Путина, по крайней мере, внушала надежду. Государство лишь потеряет, если в качестве партнера оно будет иметь опекаемое им же самим общество, считает глава Кремля. Революционно прозвучала мысль о том, что страну характеризует, прежде всего, степень свобод индивидуума в ней, а не экономические показатели. Когда президент заговорил о необходимости судебной реформы, он вызвал в зале даже аплодисменты. Сомнений в таланте Путина быть коммуникабельным, в чем он уступает только Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder), не стало даже у тех немногих скептиков, что еще остаются в стране. Как-то между прочим Путин извинился за жесткий контроль на входах во дворец, жертвами которого стали также и организаторы форума. Живой пример для проекта на тему "Государство и общество".
Более важной задачей государства является создание благоприятной атмосферы для укрепления позиций еще только зарождающегося в России гражданского общества. Мысль о равноправных отношениях между государством и гражданами признавалась в его речи пока еще в форме некоего проекта. Идти дальше в этом направлении глава Кремля не хотел, он остановился на тезисе о партнерских отношениях.
Глава Кремля находился в зале полтора часа. Впечатление, что он тоже является активистом неправительственной организации, стало уж совсем правдоподобным, когда одна из делегаток спонтанно взобралась на сцену и положила на стол перед Путиным список с перечнем требований. Ни один из телохранителей не проявил признаков волнения. Подавлять общество, делать его управляемым не только непродуктивно, считает Путин, но и опасно.
Между тем, именно этой мыслью было продиктовано первоначально решение провести собрание неправительственных организаций в Москве. И как обычно, инициатива была проявлена сверху, из Кремля. Политтехнолог Путина Глеб Павловский собрал в июне сотню представителей различных организаций граждан, имеющих, скорее, маргинальный характер. Поводом для этого стала германо-российская инициатива по оказанию поддержки в развитии гражданских обществ - "Санкт-Петербургский диалог". Тогда на вопрос немецких партнеров, где же в этой армии российских бюрократов, собственно, представители гражданского общества, Павловский ответил: такого общества не существует. А раз нет, значит, надо вызвать его появление колдовством, и чтобы оно, по возможности, выдвигало поменьше требований. Павловский тут же спланировал создание из отобранных делегатов "Гражданской палаты", которая должна была стать еще одной опорой Кремля.
Между тем, протесты правозащитных организаций перечеркнули этот план. При этом активисты неправительственных организаций расценили шаг Кремля не иначе, как целенаправленное оскорбление. "Власть у нас просто не воспринимает всерьез общество", - делает вывод один из представителей неправительственных организаций. В жестких переговорах членам неправительственных организаций удалось изменить содержание и программу мероприятия. В организационном комитете заседали представители, назначенные Кремлем, клиентура Павловского, лидеры организаций граждан, таких, как Мемориал, Комитет солдатских матерей и другие независимые движения граждан. Идея создания "Гражданской палаты" была провалена, поскольку ее появление привело бы к излишней институализации, которая была бы выгодна только Кремлю.
Вопрос о том, какая польза от приглашения со стороны власти к диалогу, вызвал в регионах жаркую дискуссию, считает руководитель российской Конфедерации потребителей Александр Аузан. По его словам, никогда в последние годы столь много не говорилось о гражданском обществе, как в последние месяцы. Поэтому самый большой успех - не сам форум, а путь к этому обществу, считает Аузан - один из активнейших поборников гражданского общества в России. И еще одно удивительное наблюдение, о котором рассказывали многие участник форума: в рядах бюрократов они обнаружили людей, которые симпатизировали им.
Павловский, проект которого относительно создания Палаты сначала провалился, теперь как раз и собирается использовать этих государственных чиновников, он хочет "сделать из них граждан". Об этом в свое время мечтал и революционер Ленин.