Москва, 22 ноября 2001 года. Сегодня генеральный секретарь Организации Североатлантического договора (НАТО) лорд Робертсон (Robertson) предложил, чтобы России был дан равный с остальными 19 постоянными членами этого альянса статус при разработке и осуществлении некоторых программ альянса. Такая перемена, возможно, позволит Москве стать в центре дискуссий НАТО по терроризму и другим вопросам. Это предложение, которое, как сказал г-н Робертсон, поддерживают президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) и премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair), а также лидеры других стран НАТО, подразумевает, что Россия будет иметь право вето применительно к определенным решениям альянса.
Этот план, предложенный Кремлю в первый день рассчитанных на два дня переговоров в Москве по вопросу отношений Россия - НАТО, обещает фундаментальную перемену в поведении существующей вот уже 52 года организации, которая была создана после второй мировой войны специально для того, чтобы сдерживать военную мощь Советского Союза. Он также таит в себе надежду на то, что Россия, которая сегодня, как и за столетия до советского периода, является державой, не имеющей жесткой ориентации ни на один из мировых центров власти, наконец-то, сделает шаг в направлении партнерства с западными демократиями, к чему и призывает российский президент Владимир Путин.
Сегодня Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) отказался комментировать это предложение. Вместо этого пресс-секретарь сослался на высказывания г-на Буша-младшего на прошлой неделе, после встречи с г-ном Путиным, в которых г-н Буш-младший, призвал Россию пойти на сближение с Европой. "Мы будем работать вместе с НАТО и государствами - членами альянса, выстраивая новые пути сотрудничества и консультаций между Россией и НАТО, - сказал тогда г-н Буш-младший. - Государства - члены НАТО и Россия все больше объединяются против терроризма, региональной нестабильности и других угроз нашего века, и НАТО должна отражать этот новый альянс".
Однако пресс-секретарь государственного департамента США Филип Рикер (Philip Reeker) более конкретно высказался относительно предложения НАТО, сказав: "Очевидно, мы считаем, что появилась возможность перестроить отношения России с НАТО". Нападения террористов на Соединенные Штаты 11 сентября и последовавшее за этим партнерство с Вашингтоном в борьбе с терроризмом, кажется, революционизировали отношения между Россией и Западом.
Сегодня на встрече с российскими руководителями парламентских фракций г-н Путин прямо заявил, что скептики "глубоко заблуждаются", когда думают, что сближение между Россией и Западом является тактической уловкой, имеющей целью приобретение Россией каких-то краткосрочных преимуществ. "В значительной мере это вызвано глобальными переменами - не зависящими от наших желаний, но определяемыми тем фактом, что мир изменился, - сказал он. - И их нельзя не учитывать. Напротив, это надо принять во внимание".
Лорд Робертсон заявил сегодня, что предложение, которое он изложил в общих чертах, потребует крупных изменений в отношении к сотрудничеству со стороны как России, так и Запада, если хотят, чтобы оно работало. "Но, если оно все-таки будет работать, - сказал он, - безусловно наступят огромные перемены, колоссальные перемены в том, как мы ведем дела". Это предложение могло бы также уменьшить, если не устранить вовсе единственное крупное препятствие на пути улучшения отношений между Россией и Западом: упрямое противодействие Москвы планам НАТО в отношении принятия в альянс прибалтийских государств, в результате чего альянс решительно приблизится к границам России. Сейчас у России консультативная роль в выработке политики НАТО, поскольку она входит в совместный постоянный совет, но она не имеет права голоса в дискуссиях альянса.
До недавних пор Кремль доказывал, что НАТО остается ориентированной на сдерживание России, и что совместный постоянный совет - "19 плюс один", как кратко именуют его дипломаты - нередко функционирует в режиме 19 против одного. Менее шести месяцев назад отношения между сторонами были настолько холодными, что Россия бойкотировала весеннюю сессию парламентской ассамблеи НАТО, протестуя против планов включения в состав альянса прибалтийских государств. На прошлой неделе г-н Путин был близок к тому, чтобы признать этот вопрос неактуальным. "Россия готова расширять свое сотрудничество с альянсом, - сказал он после встречи с г-ном Бушем-младшим в Вашингтоне. - Если мы качественно изменим отношения Россия-НАТО, то вопрос о расширении НАТО перестанет иметь значение".
На пресс-конференции лорд Робертсон обрисовал предложенное им добавление в структуру НАТО, "Российско-Североатлантический совет", в котором Россия эпизодически, возможно, при обсуждении конкретных тем, будет иметь одинаковый с 19 постоянными членами НАТО статус. При обсуждении таких тем, сказал он, Россия будет являться частью того самого процесса достижения компромисса путем взаимных уступок, который характерен для повседневной деятельности НАТО. Именно так мы работаем, собираясь вместе все 19".
На вопрос корреспондента агентства "Reuters", не означает ли новое предложение, что России фактически будет дано право вето при решении дел в НАТО, лорд Робертсон ответил, что это - одно из подразумеваемых следствий. "Это будет определяться также конкретно обсуждаемыми темами, - сказал он этому корреспонденту. - Мы изучаем такую возможность, и это одно из следствий, которое нужно обдумать". Лорд Робертсон подчеркнул, что Россия приобретет равноправие, но также и ответственность, если станет частью процесса формирования в НАТО консенсуса в некоторых вопросах политики. "Вот почему я говорю, что обеим сторонам нужен новый подход, если они хотят, чтобы это работало", - сказал он. Он подчеркнул, что нынешнее предложение является тем же самым, которое в менее конкретной форме было обрисовано на прошлой неделе в письме к членам НАТО и к России премьер-министра Великобритании Тони Блэра. Он сказал, что существуют четыре других предложения и все они связаны с радикальными, по его словам, изменениями в отношениях между НАТО и Россией.
Сегодня г-н Робертсон сказал, что еще предстоит определить круг вопросов, при обсуждении которых в НАТО Россия будет иметь равный с остальными членами альянса статус. Но, помимо очевидной необходимости координировать антитеррористическую деятельность, сказал он, существуют и другие вопросы, которые могут стать темами для совместных дискуссий, например, "распространение (оружия массового поражения - прим. пер.), противоракетная оборона на театре военных действий, некоторые области практического военного сотрудничества, с которыми бы сталкивались в прошлом". Ранее официальные лица России высказывали мнения, что две стороны могли бы сотрудничать также в борьбе с организованной преступностью и распространением наркотиков.
Предложение г-на Блэра позволило бы подключить Россию к разработке и осуществлению, в том числе, стратегии борьбы с терроризмом и распространением оружия, а также миротворческих операций. Все три вышеназванные проблемы быстро становятся центральными для задач альянса в постсоветский период. Один высокопоставленный американский дипломат в Москве сказал в понедельник, что Вашингтон в общем и целом согласен с предложением г-на Блэра и "очень заинтересован" в том, чтобы Россия получила более широкую оперативную роль в альянсе.
Министр обороны России Сергей Иванов, который сегодня имел встречу с лордом Робертсоном, сказал, что стороны близки к тому, чтобы возобновить работу военной миссии связи НАТО в Москве, которая была внезапно закрыта в 1999 году после того, как НАТО начала воздушную войну против Югославии, в то время близкого союзника России.
Западные лидеры все чаще заявляют об опасности того, что Россия, не заинтересованная в НАТО, может стать постоянно подозрительной к намерениям Запада и менее готовой к сотрудничеству в таких областях, как война с терроризмом, где ее помощь является критически важной. Остаются, однако, большие сомнения относительно того, насколько готовы члены НАТО пойти на серьезные изменения в отношениях с Россией - и сколько могут проглотить за один раз российские круги, участвующие в выработке политики, в частности, военные. "Что радикально переменилось после 11 сентября, так это то, что полностью исчезла угроза Европе со стороны России - ее не стало совсем", - сказал в интервью Александр Рар (Aleksandr Rahr), исследователь российско-европейских отношений в немецком Совете по международным отношениям в Берлине. - Даже те, кому Россия не нравится, сегодня вынуждены признать, что иметь Россию в составе альянса безопасно и стабильно".
Кремль, со своей стороны, сказал, что высоко оценивает английское предложение. Ведущий российский аналитик Андрей Федоров из российского Совета по внешней и оборонной политике назвал это началом. "Это разумно в одном аспекте: сегодня есть ряд областей, где Россия и НАТО могут действовать совместно, не сидеть за общим столом, но совместно действовать, - сказал он. - Это, быть может, первый шаг вперед".
Из всех нерешенных вопросов времен "холодной войны", которые омрачают отношения между Западом и Россией с момента распада в 1991 году Советского Союза, вопрос о роли НАТО является самым взрывоопасным и самым постоянным. Это также вопрос, по поводу которого г-н Путин чаще всего бубнил во время своих встреч с западными лидерами, доказывая, что Россия никогда не сможет считать себя полноценным другом и партнером западных демократий, пока старый антисоветский альянс не начнет относиться к Москве как к равной.
Война НАТО против Югославии значительно отбросила назад отношения между альянсом и Россией. Как рядовые россияне, так и правительственная элита видели эту войну, которая была начата без широких консультаций с Москвой, как попытку унизить старого противника. Некоторые называли ее началом новой кампании победоносного Запада по приведению к повиновению самой России.
Сегодня на своей пресс-конференции лорд Робертсон говорил почти как г-н Путин, доказывая, что нынешний подход НАТО к отношениям с Россией устарел в мире, который столкнулся с новыми угрозами. "В прошлом, - сказал он, - нас разделали стены и ограды, идеология и армии. Сегодня угрозы российскому народу аналогичны, если не идентичны угрозам народам стран НАТО и Запада в целом. Международные террористы стали действовать в глобальных масштабах. Так почему все мы должны по-прежнему подходить к решению возникающих проблем как индивидуальные нации?" "Миграция, потоки беженцев делают границы полным абсурдом, - добавил он. - Так почему мы пытаемся делать вид, что танки и пехотные формирования дают любой стране или группе стран гарантию безопасности?"
Обе стороны затронули перспективу того, что Россия в конечном итоге вступит в НАТО, но очевидно, что финансовые и политические барьеры задержат ее вступление в альянс на многие годы, возможно, десятилетия, если только не будут изменены правила приема в НАТО. На этой неделе г-н Путин сказал, что Россия не стремится вступить в НАТО немедленно.