Когда в Москве десять лет назад рухнул коммунизм, российская экономика была в ступоре. Только сейчас она начинает возвращаться к жизни. Это возрождение хорошо для России и для ее новых друзей на Западе, однако оно не будет продолжаться, если президент Владимир Путин не будет осуществлять дальнейшие реформы.
В результате длительного упадка недавно был достигнут сомнительный уровень благосостояния, когда экономисты сообщили, что страна по доходу на душу населения опередила Гватемалу на одну ступень. Тяжелые времена принесли много невзгод миллионам россиян, которые считали, что исчезновение советской власти принесет процветание стране, долгое время страдавшей от плохого управления. Сейчас они могут начинать надеяться снова. Даже учитывая снижение цен на нефть, показатели российской экономики вырастут в этом году, судя по всему, на три процента.
Причины упадка российской экономики хорошо известны. Когда Советский Союз распался, в стране началось безудержное криминальное и рискованное предпринимательство. Коррупция процветала настолько, что большой бизнес и мафия были практически неразличимы. Правительству Бориса Ельцина не удалось приватизировать национальные ресурсы таким образом, чтобы обеспечить прозрачность управления и стабильные налоговые поступления. Долги увеличивались.
Финансовый кризис 1998 года стал необходимой встряской. В результате подешевел рубль, появились усовершенствованные права собственности, улучшенное законодательство о банкротстве и новые правила регулирования деятельности рынков ценных бумаг. Поддерживаемая высокими ценами на нефть, Россия стала улучшать свое положение.
Г-н Путин продолжил поддерживать российские финансовые институты и добился успехов в деле сдерживания коррупции. Бизнесмены начали инвестировать свои прибыли внутри страны вместо того, чтобы отправлять их за границу, что является четким признаком растущей уверенности в будущем России. Вместе с тем, очень маленькие объемы иностранных инвестиций дают понять, что г-ну Путину необходимо сделать больше.
Правительству необходимо установить полную прозрачность на московских финансовых рынках, и прекратить молчаливо мириться с осуществлением инсайдерами теневых сделок. Оно также должно заложить основы национальной банковской системы. Дальнейшее укрепление силы закона позволит снизить затраты компаний на безопасность и страхование. Значительные изменения в налогообложении предприятий облегчат ведение бизнеса, а также компенсируют средства, потерянные при приватизации. Вместо того, чтобы стремиться воспрепятствовать движению своих прибалтийских соседей в западном направлении, Россия должна стать для них мостом к экономикам Западной Европы, как стали Гонконг и Тайвань для Китая.
Если Россия сможет осуществить эти перемены быстро, то она будет хорошо себя чувствовать на пути к выполнению поставленных г-ном Путиным целей вступления во Всемирную Торговую Организацию и выплаты своих внешних долгов. Однако этого недостаточно. Российская экономика до сих пор слишком зависит от природных ресурсов и тяжелого машиностроения, большая часть которого создавала военное оборудование во время "холодной войны". Россия стала значительным соперником на энергетических рынках, однако зависимость от этих товаров делает экономику и правительство слишком уязвимыми к колебаниям цен. Сдвиг к более современным, высокотехнологичным производству и услугам будет являться действительной гарантией экономического будущего России.