Такого крупного мероприятия в Кремле уже давно не было. В поисках гражданского общества в своей стране президент Владимир Путин пригласил в Кремль представителей неправительственных организаций на так называемый гражданский форум. Количество участников - 5 000 человек, - место проведения - Кремлевский дворец съездов - несколько напоминал прежние съезды Коммунистической партии. А многие участники как раз и опасались оказаться в громадном ведомственном дворце красных, слушать официальные речи, голосовать за решения, спущенные сверху. И это при том, что они мало имеют, что общего с "властью", государственным аппаратом и его представителями, поскольку представляют, как правило, интересы тех, кому не уделяется внимание, кто притесняется, чья жизнь загублена.
Эти опасения развеяла широко уважаемая и авторитетная Людмила Алексеева, президент международной хельсинкской группы в своей вступительной речи: не будет никакого президиума, ни голосования, ни резолюций. Пропасть между властью и гражданами по-прежнему еще глубока, и задача общественных организаций заключается в том, чтобы ликвидировать эту пропасть, но, будучи не опорой власти, а ее равноправным партнером. Эту мысль подхватил президент Путин: "Я считаю непродуктивным, в принципе невозможным и даже опасным создавать гражданское общество по указу сверху", - сказал он в сугубо западной тональности и потребовал "диалога равных" партнеров. Представители неправительственных организаций посчитали эти слова важными, поскольку соответствующие выводы, во благо или во зло, быть может, будет вынужден сделать враждебно настроенный к гражданам бюрократический аппарат.
Этот процесс внове. Еще в апреле, русские неправительственные организации не были приглашены на "Петерсбургский диалог". На вопросы, как в России обстоят дела с гражданским обществом, политтехнолог Путина Глеб Павловский сказал, что такого не существует. Такие правозащитные организации, как "Мемориал", жестко критиковавшие действия российских войск в Чечне, никогда не пользовались в Кремле взаимной любовью. Либеральные средства массовой информации предостерегали, что в части касающейся гражданских инициатив было создано много групп, дублирующих в своих целях настоящие организации, например, такие, как "Гринпис", но намного более лояльных к власти. Павловский стал затем инициатором созыва Гражданского форума. Причем для своего первого разговора с гражданским обществом летом этого года Путин встречался с представителями малозначительных организаций, таких, как Союз садоводов или молодежная организация "Идущие вместе".
Гражданский форум, проходивший последние два дня имел другой калибр. Согласно данным Людмилы Алексеевой, в стране зарегистрировано 350 000 некоммерческих организаций, из них 70 000 - постоянно. В них занято 20 миллионов российских граждан. Многие из них были представлены на форуме, в том числе поначалу медлившие представители авторитетнейших правозащитных организаций, природоохранных движений, обществ потребителей, организаций беженцев. В России они берут на себя выполнение задач, от которых отказывается государство. Они восприняли форум в качестве шанса для диалога. Была образована 21 рабочая группа, на которых обсуждались такие проблемы, как Чечня, здравоохранение, загрязнение окружающей среды, защита потребителей, вопросы женского движения. Вчера наиболее активные граждане России разрабатывали за круглым столом конкретные предложения, которые они обсуждали вечером с высокопоставленными чиновниками России.
Государству предстоит проведение трудных реформ в судебной системе, в армии, в пенсионной системе, сказал Владимир Путин, и оно заинтересовано знать мнение гражданского общества. Премьер-министр Михаил Касьянов отпустил вчера своих подчиненных после обеда, чтобы министры могли встретиться с активистами. То, что это была, отнюдь, не встреча равных с равными, показал "круглый стол", где обсуждался вопрос о военной реформе. Комитет солдатских матерей предложил допустить рабочую группу экспертов, которая должна помочь в решении проблемы гражданского контроля над армией. Заместитель министра обороны Игорь Пузанов отверг это дерзкое требование. Однако диалог должен быть продолжен.