"faz": Господин Герлиц, президент Путин, судя по всему, старается сделать привлекательнее для иностранных инвесторов. Прежде всего, обращают на себя внимание меры законодательного характера. Находится ли Путин на верном пути?
Герлиц: Во времена Ельцина принималось немало законов, которые плохо воспринимались и не соответствовали времени. Это, не в последнюю очередь, и привело к кризису 1998 года. Многие инвесторы быстро покинули страну, будучи убежденными, что все это в России будет продолжаться долго. Это сдерживало позитивные тенденции в развитии. С приходом Путина, особенно в 2001 году, мы видим, что многое изменилось. Он понял, что важной предпосылкой для улучшения положения дел в экономике является изменение законодательства. В этом направлении он сделал многое.
"faz": Какие законы Вы имеете в виду прежде всего?
Герлиц: Закон о земле, изменения трудового и таможенного законодательства, а также изменения в налоговом законодательстве. Так, например, налог на доходы предприятия должен быть уменьшен до 24 процентов. Ясно видна воля, сделать Россию привлекательнее для иностранных инвесторов. Разумеется, было нехорошо, когда после кризиса возникли трудности с возвращением кредитов. Сегодня с этим иначе, поскольку на высоком уровне держатся, среди прочего, цены на нефть.
"faz": Развитие российской экономики во многом зависит от цен на нефть. Но сейчас, когда в мировой экономике происходит спад, падают и цены на нефть. При каком уровне цен на нефть у России могут появиться трудности?
Герлиц: Серьезные мысли на этот счет могут появиться при уровне 15 долларов США за баррель. Не секрет, что ситуация в самой России, как и с ее бюджетом во многом зависит от цен на нефть. На этот год мы не видим каких-либо трудностей, но в 2002 году они могут появиться, если дело дойдет действительно до значительного снижения добычи нефти, и если это будет продолжаться многие месяцы. Тогда мы можем ожидать появления проблем для российской экономики.
В остальном же мы оцениваем процесс развития позитивно. Это видно также по положительной динамике доходов нашего предприятия. Но, разумеется, Россию не может не коснуться становящийся все более очевидным спад производства в США и Европе. Россия тоже испытывает давление. Однако я думаю, что усилия последних двух лет от этого не пострадают. Россия не станет менее привлекательной для инвесторов даже при изменении цен на нефть.
"faz": Как можно избавиться от нефтяной зависимости?
Герлиц: От этой имеющей длинную историю зависимости, причем не только от нефти, но и в целом от сырья, невозможно избавиться за один день. Но здесь уже поняли, что налоги надо собирать и с других отраслей. Над этим начинают уже думать.
"faz": Какие отрасли получают в настоящее время наибольшие доходы?
Герлиц: Позитивная динамика развития в строительной отрасли. Это особенно наглядно видно в Москве, но также и в Санкт-Петербурге, который через год отмечает свой 300-летний юбилей. Регион вокруг Санкт-Петербурга становится все более привлекательным для инвесторов.
"faz": Если другие симптомы положительной динамики процесса развития в целом?
Герлиц: Снова значительно выросло продовольственных товаров. Снова заработали отечественные предприятия, цены растут, а спрос остается высоким. Этот год с очень хорошими результатами завершило сельское хозяйство. Благодаря этому меньше будет импорт.
Изменения в налоговом законодательстве и меры в области борьбы с отмыванием денег приведут с определенной долей уверенности к тому, что вновь увеличатся налоговые поступления.
Все вместе взятое позволяет мне оптимистически говорить о 2002 годе. Даже при снижении выручки от экспорта нефти, а она не должна уменьшится уж так сильно в связи с сезонным зимним ростом спроса, можно с достаточной долей уверенности говорить, что в России до лета 2002 года не возникнет проблем.
"faz": В каких отраслях экономики дела пока еще не ладятся?
Герлиц: Менее позитивное развитие наблюдается в промышленности. Этой отрасли, за редким исключением, которое, однако, не оказывает какого-либо серьезного влияния на российскую промышленность, придется ждать еще несколько лет, прежде чем в ее предприятия начнут вкладывать достойные упоминания капиталы.
"faz": Как обстоит дело со средним классом? Существует ли таковой вообще?
Герлиц: Здесь поняли, сколь важно наличие среднего класса. Крупные фирмы, как здесь считают, это хорошо, но с активным средним классом действительно можно чего-то добиться. Насколько я знаю, в Москве, во всяком случае, к этой задаче относятся со всей серьезностью.
"faz": Такая поддержка адресована лишь к представителям местного среднего класса или также и зарубежного?
Герлиц: Она адресована также и к средним предприятиям из-за рубежа. И это чувствуешь, находясь здесь. Раньше стремились, чтобы здесь появлялись преимущественно крупные компании, но часто проблематичным оказывался вопрос о преимуществах такой политики. Нередко после очередной шумихи по поводу появления на рынке России крупной компании позднее о ней ничего не было слышно. Однако если не брать во внимание это, то можно говорить, что средний класс в России - это, то чего на сегодняшний день не существует.
"faz": Что должно быть сделано помимо этого?
Герлиц: Если удастся создать эффективный средний слой, победа будет очень значительной. Разумеется, придется вносить изменения в некоторые законы, но я считаю это нормальным делом. Конечно, недостает и некоторых законов. Но снижение на доходы предприятий до 24 процентов с одновременной ликвидацией всех льгот - это правильный шаг. Нельзя все время оказывать протекцию местным производителям и держать в невыгодном положении инвесторов.
"faz": Путин часто говорит о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сто за этим кроется?
Герлиц: Он говорит об этом потому, что до реализации этого желания предстоит проделать еще очень длинный путь. Сначала надо показать, что в нее хотят вступить.
"faz": Но ведь Путин всерьез думает о вступлении?
Герлиц: Я думаю, что всерьез. Многое в его политике свидетельствует об этом. Он, как представляется мне, убежден в том, что достичь чего-то на длительном этапе времени можно лишь в сотрудничестве с Европой, а также с Германией, которую он хорошо знает.
Удивительно уже одно то, что изменилось здесь в последнее время. Например, поведение чиновников на местах. Они теперь знают, что с инвесторами надо обходиться дружелюбнее, чем раньше. Там неоднократно убедились в том, что если инвесторы открывают свои филиалы, то появляются рабочие места и все окупается. Мы, исходя из собственных оценок, надеемся, что 2002 год будет завершен с такими же показателями, что и 2001 год. Потенциал для роста здесь в России - громаден.