26 ноября 2001 года. Когда - через десятилетие после окончания "холодной войны" - наблюдаешь генерального секретаря Организации Североатлантического договора (НАТО) за дружескими беседами в Кремле, в этом все еще есть что-то успокоительное. В пятницу лорд Робертсон (Robertson) и президент России Владимир Путин согласились с тем, что вопрос о вступлении России в НАТО в обозримом будущем обсуждаться не будет. Но они также вполне правильно решили, что нужно отыскать практическую возможность дать Москве постоянную связь с альянсом.
Осторожное сближение между Россией и Западом делает наш мир более безопасным. Этому способствуют и попытки сцементировать отношения между Россией и НАТО. Великобритания предложила вариант, в соответствии с которым России будет дан равноправный с 19 постоянными членами альянса голос при решении определенных вопросов политики альянса, включая борьбу против терроризма, распространение в мире ядерного оружия и миротворческую деятельность на Балканах. Но по ключевым военным вопросам НАТО и дальше будет сначала принимать решения, а уже затем консультироваться с Россией.
Трудности остаются. Возможно, будет нелегко разделить политические и военные вопросы. Ключевые проблемы, как это делается ныне, будут обсуждаться сначала между США и их ближайшими союзниками, а затем ставиться перед остальными членами НАТО. Споры неизбежны. Однако инициатива (Великобритании - прим. пер.) стоит того, чтобы попробовать претворить ее в жизнь. Россия хочет прежде всего признания своего статуса великой державы. Место за столом НАТО могло бы дать ей это и усилить рычаги влияния г-на Путина на тех своих генералов, которые недружественны к НАТО. Что касается Запада, главный потенциальный выигрыш - поддержка Москвы в таких вопросах, как война против терроризма. Военный вклад России, вполне вероятно, будет скромным. Но она сохраняет политическое влияние в ряде регионов, включая Среднюю Азию.
Партнерство с Россией, однако, не будет безусловным. Первое, НАТО должна быть дана свобода при принятии решений по вопросу запланированного расширения альянса, включая и прием в свой состав прибалтийских государств. Второе, члены НАТО и бывшие государства советского блока должны получить гарантии того, что планируемое укрепление связей с Москвой не подорвет их безопасность. История научила эти страны с подозрением относиться к России. Третье, Соединенным Штатам и России следует ускорить обговоренные сокращения своих ядерных арсеналов. Обе страны все еще имеют гораздо больше ядерных боезарядов, чем необходимо для гарантированного взаимного уничтожения. Четвертое, России следует ускорить военную реформу. Замена нынешней полуразвалившейся армии на меньшую по численности, но более профессиональную повысит безопасность не только России, но и всего остального мира. И последнее, сотрудничество с НАТО следует основывать на основополагающих демократических ценностях, на которых был создан этот альянс. России не следует ожидать от НАТО все более горячего приветствия до тех пор, пока она не сделает больше для защиты прав человека, не в последнюю очередь в Чечне. Борьба с терроризмом - одно, пытки и казни пленников - совсем другое.