Россия намерена всерьез заняться борьбой с нелегальными финансовыми потоками. Глава вновь созданного Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) Виктор Зубков поставил в качестве своей цели налаживание активного международного сотрудничества. С созданием в эти дни финансовой спецслужбы, названной в России КФМ, в нашей стране "создается современная система борьбы с отмыванием денег", которая сравнима с организациями, существующими в развитых странах, сказал Виктор Зубков.
До того, как появится такая система, утечет еще много воды, поскольку у нового органа есть только назначенный глава в лице Зубкова, еще 30 сотрудников должны быть набраны до конца года. В 2002 году численность сотрудников предполагается довести до 300 человек, заявил Зубков. Москва созданием КФМ с большим опозданием отреагировала так на международное давление, которое после событий 11 сентября лишь только возросло.
Авторитет страны был подмочен скандалом с отмыванием денег через "Bank of New York" и с еще незавершенным делом Бородина, связанным с крупными взятками чиновника за передачу заказов на реставрацию Кремля. В июне международный орган по финансовому контролю "Financial Action Task Force" (FAFT), имеющий свою штаб-квартиру в Париже, поставил России, Филиппинам и Науру ультиматум: или они принимают до конца сентября закон против отмывания денег или пусть ждут в отношении себя санкций. Президент Владимир Путин отреагировал быстро. Уже в начале августа он подписал соответствующий закон.
Преследование лиц, получающих деньги незаконным путем, стало чрезвычайно актуальной задачей. Дело в том, что миллиарды по-прежнему текут через сомнительные адреса в налоговых оазисах, таких, как Вирджинские острова, Кипр, Науру или Каймановы острова, на счета респектабельных банков в США и Европе. Генеральный прокурор Владимир Устинов считает, что ежегодно из России незаконно вывозится от 20 до 25 миллиардов долларов США (28,5 миллиарда евро). По данным депутата парламента и знатока организованной преступности Юрия Щекочихина, немецкие банки занимают второе место после банков США, в перечне финансовых учреждений, где россияне предпочитают хранить отмытые ими деньги. Только затем следуют Испания, Лихтенштейн, Кипр и Израиль. "Десятки миллиардов американских долларов" лежат на счетах немецких банков.
Виктор Зубков тоже уверен в том, что "полученные в России преступным путем доходы, отмываются в основном за рубежом". Поэтому эффективность работы его органа, говорит он, будет во многом зависеть от активности, с которой КФМ будет сотрудничать с зарубежными партнерами. По его словам, FATF и соответствующие органы государств "семерки" уже проинформированы о создании российской финансовой спецслужбы. Одновременно КФМ будет зависеть от поддержки определенных законом организаций внутри страны.
Кредитные организации, торговцы ценными бумагами, страховые и лизинговые организации, говорит Зубков, обязаны, согласно закону, правда, он вступает в силу только с 1 февраля 2002 года, сообщать его ведомству о всех сделках на суммы, превышающие 600 000 рублей (примерно, 23 000 евро). Глава КФМ видит мало пользы от амнистии в отношении нелегального капитала, отправленного за рубеж. Если легализовать незаконно полученный капитал, общество станет "неуправляемым".