Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война на юге Афганистана не такая, как на севере

Возможно, война продлится дольше, чем мы предполагали, предупреждает американцев президент США Джордж Буш-младший

Война на юге Афганистана не такая, как на севере picture
Война на юге Афганистана не такая, как на севере picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Южном Афганистане у Пентагона нет достаточно сильных союзников, и поэтому перед американскими войсками стоят более трудные задачи: перенести сражение в самое сердце территории противника и выкурить Усаму бен Ладена, террористов его организации "Аль-Каида" и талибов из их убежищ, чтобы продолжать их преследовать даже тогда, когда они побегут в горные пещеры.

Кабул, Афганистан, 26 ноября 2001 года. Что бы там ни говорили в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) о неортодоксальной войне, кампания в Северном Афганистане является достаточно обычной. Сегодня взят город Кундуз. Однако обстановка на юге Афганистана, где теперь вблизи города Кандагар, последнего оплота талибов, сосредоточились сотни американских морских пехотинцев, разительно отличается от обстановки на севере страны.

В Южном Афганистане у Пентагона нет достаточно сильных союзников, и поэтому перед американскими войсками стоят более трудные задачи: перенести сражение в самое сердце территории противника и выкурить Усаму бен Ладена (Osama bin Laden), террористов его организации "Аль-Каида" (Al Kaeda) и талибов из их убежищ, чтобы продолжать их преследовать даже тогда, когда они побегут в пещеры и горы, благодаря которым Афганистан считается одним из самых труднодоступных мест в мире.

На севере целью военных действий является ослабление режима "Талибан" и "Аль-Каиды" путем уничтожения их бойцов и взятия под свой контроль крупных городов, многие из которых не особенно преданы лидеру движения "Талибан" мулле Мухаммаду Омару (Muhammad Omar). Выбранная Соединенными Штатами для достижения этих целей стратегия не является сенсационно новаторской. Повторяя опыт кампании 1999 года в Косово, Пентагон обрушил на противника свою воздушную мощь, возложив на своего сателлита, Северный альянс, основные тяготы ведения наземных операций.

На юге у американских военных недавно появились союзники, пуштунские полевые командиры вроде Хамида Карзая (Hamid Karzai). Но никто из этих союзников не способен самостоятельно выиграть войну на юге только лишь с помощью американских воздушных налетов. Северный альянс, в котором доминируют этнические узбеки и таджики, не может воевать на контролируемых пуштунами южных территориях. Контролируемая Северным альянсом зона простирается не более чем на 20 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км) к югу от Кабула, не доходя до города Ганзи.

Более сотни английских и американских коммандос ("коммандо" - боец специального десантно-диверсионного подразделения во многих армиях мира - прим. пер.), прочесывающих южные районы Афганистана, не имеют такой ударной силы и подвижности, которая позволила бы им самостоятельно вступать в сражения с крупными группировками войск талибов и "Аль-Каиды" и пытаться помешать их бегству. Вот почему американские морские пехотинцы в данное время заняты созданием вблизи Кандагара "передовой операционной базы", как назвал ее в своем сегодняшнем выступлении министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald H. Rumsfeld).

Передовая база позволит увеличить американскую боевую мощь в момент, когда Пентагон наращивает усилия с целью отыскания бен Ладена и его главных помощников. Фактически многие военные специалисты в течение ряда недель предсказывали именно такой шаг. Однако он таит в себе определенный риск. Смысл этой авантюры в том, чтобы пуштуны увидели в появлении американских военнослужащих на юге страны предвестника неизбежного ухода со сцены движения "Талибан", а не расценили этот факт как очередное иностранное вторжение - каких много было в истории Афганистана - которому необходимо сопротивляться, чего бы это ни стоило.

Перед тем, как принять решение о направлении в Афганистан морских пехотинцев, Соединенные Штаты добились на юге некоторого успеха. Но, несмотря на воздушные бомбардировки и рейды войск специального назначения, талибы не оставили Кандагар. Создается впечатление, что Северный альянс консолидирует силы на севере, тогда как талибы закапываются в землю на юге - динамика, которая угрожает разделом страны и все еще может привести к затягиванию войны.

Опасаясь, что успех на севере может породить в обществе надежду на быстрое и победоносное завершение войны, администрация Буша-младшего (George W. Bush) принимает все меры к тому, чтобы приуменьшить ожидания общественности и подготовить американцев к первым значительным потерям. "По мере того как мы приближаемся к осуществлению наших целей, трудности растут, - сказал недавно г-н Буш-младший. - Возможно, война продлится дольше, чем мы предполагали".

Создание передовой базы, где будут размещаться примерно 1000 морских пехотинцев, укрепит американскую позицию на юге в нескольких аспектах. Вертолеты огневой поддержки "Cobra", бронированные боевые машины и многочисленные войска должны позволить американскому командованию быстрее и большей огневой мощью реагировать на сообщения об обнаружении лидеров "Аль-Каиды".

До сего времени в своих возможностях ведения наземных боевых действий Соединенные Штаты были ограничены использованием малочисленных легковооруженных групп войск специального назначения и более крупных подразделений коммандос, для доставки которых в район цели по воздуху с курсирующего в Аравийском море авианосца "Kitty Hawk" или с авиабазы в Омане требовались многие часы. К тому же прибывающие подразделения коммандос были лишены бронетанковых элементов.

Морских пехотинцев можно будет использовать для ведения боевых действий против небольших сосредоточений войск талибов. Во взаимодействии с бойцами войск специального назначения они могли бы помочь в поисках лидеров "Аль-Каиды" и движения "Талибан", возможно, путем блокирования определенного района и обеспечения требуемой поддержки. Как заявил сегодня г-н Рамсфелд, они могли бы также атаковать талибов или террористов "Аль-Каиды", которые попытались бы бежать по афганским дорогам через горные перевалы в соседний Пакистан или даже в Иран.

Передовая база снизит также ныне огромную нагрузку на систему тылового обеспечения войск. В этой кампании американские вооруженные силы воюют, почти не имея доступа к базам в Пакистане, Средней Азии и на Ближнем Востоке. А тут у них появится собственная база на территории противника, исходный район для операций морских пехотинцев, а также, быть может, плацдарм и для большего числа наземных войск - возможность, которую г-н Рамсфелд сознательно оставил открытой.

Этот шаг также создает сильное психологическое и военное давление на силы талибов в Кандагаре. Морские пехотинцы не планируют штурмом брать город, что потребовало бы борьбы за каждый дом, как это делали русские ценой огромных людских потерь, когда брали столицу Чечни город Грозный. Однако передовая база поможет Соединенным Штатам и тем пуштунским союзникам, которых им удастся приобрести, отрезать Кандагар и методически преследовать лидеров движения "Талибан" и "Аль-Каиды", которые все еще там остаются, когда они попытаются бежать.

Кампания на севере развивается быстрее, чем ожидали многие специалисты, однако администрация США все еще предупреждает, что кампания на юге может оказаться более проблематичной. Никто в Пентагоне не заявляет, что победа близка. "Мы получаем противоречивые донесения относительно того, готов ли противник прекратить борьбу и бежать, - сказал сегодня председатель комитета начальников штабов США генерал Ричард Майерс (Richard B. Myers), имея в виду талибских бойцов в Кандагаре. - Мы считаем, что они намерены зарыться в землю и сопротивляться, быть может, до конца".