Ранним утром встревоженный Гаус Уддин (Ghaus Uddin) колотит кулаком в ворота. "Русские вернулись", - говорит он возбужденно на ломаном английском. Ночью в нескольких кварталах от дома заняли позицию 90 российских военнослужащих в военном камуфляже, прибывших на двенадцати КАМАЗах и двух санитарных машинах. Несколько молодых парней в бронежилетах и "Калашниковыми" подмышкой несут по-хозяйски охрану, оцепив пыльную площадь между немецким и болгарским посольствами.
"Что им здесь нужно? - Нервно спрашивает 35-летний Гаус Уддин. - Они разрушили нашу страну и теперь снова возвращаются". Двенадцать лет спустя после того, как советские оккупационные войска были вынуждены покинуть Афганистан, русские неожиданно снова оказались здесь. Почти все кабульцы реагировали на это так же, как и Гаус Уддин. Когда в 1979 году российские войска оккупировали Афганистан, они принесли с собой войну, от последствий которой Афганистан страдает до сегодняшнего дня. Вот лишь одно из наследий: десять миллионов мин, которые до сих пор представляют опасность для населения.
Оружие и боеприпасы
Российские военнослужащие мало что делают, чтобы успокоить людей. Почти все вопросы повисают в воздухе, в иных случаях афганцы должны довольствоваться односложными ответами. "Мы будем развертывать полевой госпиталь", - узнает один кабулец, собравший, все свои небогатые знания русского языка, чтобы понять сказанное. Один российский военнослужащий по имени Леонид коротко поясняет: "Мы передовой отряд нового посольства". Подразделение прибыло в Кабул в понедельник вечером, то есть в тот день, когда морские пехотинцы США заняли южнее города Кандагар аэродром для проведения операции на юге Афганистана. Российский передовой отряд прибыл на девяти самолетах, приземлившихся на аэродроме вблизи Кабула. "В ночь на среду прибудет следующая группа. - Говорит корреспонденту газеты офицер Северного альянса. - Мы тоже не знаем, что думали при этом наши начальники".
Официально Северный альянс придерживается точки зрения, что необходимости в присутствии в Афганистане иностранных миротворческих сил нет. Но подразделения США ведут боевые действия против талибов на юге. Россия к тому же поддерживала все последние годы Северный альянс в их борьбе против религиозных фанатиков. Незадолго до падения Кабула Москва поставила оружие, боеприпасы и танки.
Но эта помощь в это утро не вызывает ничего, кроме воспоминаний о советской оккупации. На площадь спешат прохожие, таксисты высаживают любопытных женщин в светло-голубых накидках. Там они могут наблюдать, как солдаты неожиданно залезают в грузовики. С надрывным ревом машины передвигаются, образуя собой заграждение. Российские военнослужащие натягивают над грузовиками маскировочную сеть, а сами надевают голубые куртки.
На куртках красуется надпись: "МЧС России" - аббревиатура названия министерства по чрезвычайным ситуациям. Сотрудники этого министерства обычно задействуются во время различных катастроф. Однако место, которое подразделение подыскало в Кабуле для своего лагеря, не самое удачное. Рядом с площадью находятся две больницы, к тому же это далеко от старого российского посольства. В руинах посольского городка, в котором жил советский персонал, нашли прибежище 30 000 беженцев из поселений на равнине Шомали, что севернее Кабула. "Что же мы теперь должны уходить отсюда", - спрашивает, нервничая, Абдул Хади (Abdul Hadi), когда узнал о прибытии русских. В 1998 году талибы насильно переселили людей с равнины Шомали в Кабул. Причина: за год до того они выступали против талибов.
Восемь дней назад Абдул Хади впервые вернулся в свою деревню. "Но там больше ничего нет. - говорит Хади. - Все уничтожено и полно мин". Руины старого посольского городка с его разрушенными снарядами зданиями остаются для беженцев единственным прибежищем. Но российские дипломаты, которые несколько дней назад побывали в Кабуле, дали ясно понять, что Москва намерена восстановить здания и вновь их занять.