В восприятии Запада
Нужно четко понимать, что отношения по линии христианство-ислам были всегда отношениями ярко выраженных эмоций и предубеждений. Если раньше противоречия определялись главным образом идеологическими вопросами, то сегодня их определяют вопросы общественного характера, например, вопрос о роли женщины в исламе или, например, вопрос о месте и правах индивидуума в государстве и обществе или различные воззрения об отношениях между религией и государством.
Женщина как она видится в исламских источниках
Первоисточником для понимания прав и положения женщины в исламе являются Коран и заветы пророка Мохаммеда (Mohammed). Суры Корана понятны и однозначны и обращены в равной мере как к женщинам, так и к мужчинам: мужчина и женщина по своей сути одинаковы и равноценны.
Однако каждый может найти в заветах пророка аргументы для оправдания своей позиции, прежде всего, тогда, когда он опускает обстоятельства, при которых они были произнесены.
Мохаммед и женщины
Пророк Мохаммед был, без сомнения, человеком, который высоко ценил женщин. Дошли сведения, что он не только часто сам готовил еду и чинил свою одежду, но и ни разу не поднял руки на женщину. Даже по нынешним западным меркам Мохаммед был бы сносным супругом.
Прежде всего, он требовал от представителей обоих полов, чтобы те стремились к знаниям: "Стремление к знаниям - обязанность каждого мусульманина, будь он мужчиной или женщиной" - и неоднократно указывал на то, что его жена Айша (Aisha) может служить в этом плане примером.
И не вина ислама и его пророка, что в более поздние времена в исламских обществах нашли враждебные к женщине представления.
Жизненные миры
В связи с неразвитостью системы социального обеспечения, в том числе в связи с отсутствием обеспечения по болезни или старости, которое именно и делает индивидуума в своем развитии независимым от семейных отношений, остается самой маленькой ячейкой общества в исламском мире до сих пор остается семья, но не индивидуум. Последний обязан подчинять свои интересы интересам своей семьи или клана.
И сегодня заключение браков во многих районах исламского мира - это дело двух семей, а не индивидуумов, хотя, согласно исламским законам, ни женщина, ни мужчина не должны заключать брак по принуждению. Повседневная жизнь по-прежнему делит жизнь исламского общества на мир мужчин (внешний мир) и мир женщин (внутренний мир). Женщина отвечает за внутренний мир, за благополучие семьи и воспитание детей. Она единоличная госпожа в семейной сфере. Мужчина обязан заботиться о содержании семьи, он представляет ее во внешнем мире. Эта обязанность заходит так далеко, что, например, в Турции даже сегодня пенсия главы семьи после его смерти переходит к незамужним дочерям.
Женщина имеет также право самостоятельно управлять своим состоянием - право, которого швейцарские жены не имели еще три десятилетия назад. Вопреки широко распространенному мнению женщина может инициировать развод. Различие лишь в процедуре. Оно заключается в том, что решение по этому вопросу должен рассматривать по иску женщины суд.
Законы относительно одежды, различия представителей разных полов
В исламском мире нет единых требований к одежде женщин. Это можно заметить, если обратить внимание на женщин в Малайзии, Саудовской Аравии, Египте или Турции. Важными в плане наставлений относительно одежды являются суры Q 33:53; 33:59 и 24:31. Главное, чтобы одежда была скромной:
"И скажи верующим женщинам, что они должны опускать свой взор и хранить свой срам и не показывать свои украшения, за исключением того, что (приличным образом) видимо┘"
Первые две суры обращены в точно таком же изложении и в отношении мужчин (Q 24:30). Третий завет большинство исламских ученых интерпретирует так, что женщина не должна обнажать головы, невзирая на различия в цивилизациях. То есть она должна скрывать голову, например, и в Центральной Европе и Северной Америке, даже если там женские волосы, в отличие от Среднего Востока и Северной Африки, больше не рассматриваются мужчинами в качестве особых прелестей. Некоторые толкователи придерживаются, напротив, мнения, что правило скромности одежды может быть выдержано и без покрытия головы.
Ислам исходит из того, что женщина и мужчина различаются в биологическом, а, значит, и в психологическом отношении и что партнерство женщины и мужчины в супружестве коренится в их противоположности.
Честь, позор и право, касающееся соблюдения обычаев
В жизни людей, все, что не носило откровенно антиисламского характера, широко сохранилось при проникновении ислама во многие регионы исламского мира до сегодняшнего дня. Так, местные нравы и обычаи, которым, например, следуют во время свадьбы, мало чем отличаются, например, в Пенджабе независимо от того, идет ли речь о мусульманах, индусах или сикхах.
Очень важным понятием в праве относительно соблюдения обычаев являются честь и позор. Понятие чести и сегодня определяет социальную сторону жизни в большей или меньшей степени архаичных обществах, причем не только исламского мира. В таких обществах роль и поведение женщины тесно связаны с честью семьи. Даже незначительный "ошибочный шаг" женщины может опозорить семью, за что полагается месть. Одним из таких "ошибочных шагов" может быть любовная связь женщины или мужчины с партнером без разрешения родителей.
Часто государственные структуры слишком слабы, чтобы обеспечить защиту от подобных злоупотреблений на основе конституции и закона. А иногда для этого просто отсутствует воля.