Со времени распада Советского Союза в 1991 году и открытия границ российские музеи, так же как и частные коллекции и церкви, стали объектом повышенного интереса со стороны воров, алчущих заработать на продаже произведений искусства западным коллекционерам.
В 1990х годах из России были контрабандой вывезены предметы искусства, антиквариат, древние книги и манускрипты на сотни миллионов долларов, по преимуществу добытых преступным путем в учреждениях культуры Санкт-Петербурга таких, как библиотека Российской академии наук, Российская национальная библиотека, Русский музей, Эрмитаж.
В этом городе, который часто называют культурной столицей России, в котором находится более 200 музеев, процент случаев хищения художественных ценностей с 1992 по 1997 год вырос в десять раз, с тех пор данный показатель остается на том же уровне.
Самая последняя кража произошла в марте в Эрмитаже, тогда было украдено полотно французского живописца Жерома "Бассейн в гареме" (1876). После того, как было обнаружено, что полотно вырезано из рамы, милиция перекрыла вход в музей и приступила к поиску похитителей среди тысяч посетителей и сотрудников музея.
"Мы связались с Интерполом и делаем все от нас зависящее, чтобы раскрыть кражу", - говорит полковник Александр Хозайнов, возглавляющий расследование. Представители следствия пока не вышли на след похитителей, тем не менее, по их словам, кража выполнена профессионально. За всю 240 летнюю историю Эрмитажа это вторая кража картины. В 1950 году воры проникли в музей через крышу и похитили две картины русских мастеров, правда на свободе после этого они пробыли недолго - всего несколько недель. Последняя по времени кража из музея была осуществлена в 1994 году, тогда электрик вынес с его территории древнюю египетскую чашу. Его арестовали через год при попытке продажи похищенного предмета искусства скупщику антиквариата в Санкт-Петербурге.
Хотя искусствоведы Эрмитажа затрудняются назвать возможную аукционную цену украденного полотна, известно, что оно было оценено в 1995 году в $1 млн. долларов при отправке на выставку в Японию.
"Бассейн в гареме", написанный в ключе классического реализма, изображает евнуха африканца, склонившегося над обнаженной женщиной, утопающей в роскоши. Российский император Александр III приобрел это полотно в Париже в 1876 году для своей личной коллекции.
Картины Жерома выставлялись во французском крыле Эрмитажа, отстроенном в XIX-XX веках, - по соседству с бесценными работами Моне, Ренуара, Мане, Пикассо и Матисса. Такое окружение заставляет, по мнению следственных органов, оценить выбор похитителей как странный, однако украсть эту картину было проще, поскольку на момент похищения она хуже всего охранялась.
По данным министерства культуры России, ограбления музеев в стране, насчитывающей 1500 музеев, происходят хотя бы раз в месяц. Только в прошлом году из музея в южном городе Волгограде было украдено две статуи Родена, а из библиотеки Российской академии наук пропали несколько книг Коперника. Нередко похитители в поисках легкой наживы проникают в православные храмы, поскольку они не так хорошо охраняются.
Представители российских правоохранительных органов утверждают, что трансформация российского общества в сторону большей открытости, стала причиной беспорядка в общественной жизни, за которым последовал развал советской политической системы. Проблема борьбы с преступностью осложняется тем, что российские музеи получают плохое финансирование. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, у музея нет достаточных средств, чтобы нанять на работу дополнительных смотрителей, роль которых обычно выполняют женщины среднего возраста, которые зарабатывают что-то около $12 в месяц. В зале, в котором экспонировалась картина Жерома, как раз не было смотрителя, ее ограждал только канат.
По мнению Пиотровского, дополнительную проблему представляет укоренившееся представление, что в России легко воровать. "В последние несколько лет мы много сделали, чтобы повысить уровень безопасности музея, несмотря на то, что нас по-прежнему преследуют финансовые проблемы, а наши сотрудники получают недостаточную материальную компенсацию за свой труд, - говорит он. - Эрмитажу не хватает 60 смотрителей, по этой причине мы вынуждены были закрыть несколько залов".
Годовой бюджет Эрмитажа составляет $12 млн., половину которого предоставляет государство, хотя в последние годы музей получил спонсорскую поддержку от таких компаний, как I.B.M., Coca-Cola и Ford Foundation и др. компаний и частных групп.
В Эрмитаже находится более трех миллионов произведений искусства, от доисторических артефактов материальной культуры до огромных коллекций монет, здесь же представлена европейская живопись, начиная со средних веков и заканчивая полотнами мастеров начал века. Среди наиболее ценных произведений живописи "Мадонна с младенцем" Рафаэля и "Возвращение блудного сына" Рафаэля. Хотя большинство краж в России производится из частных коллекций, от похитителей за последние годы несколько раз пострадал Государственный Русский музей, а Российская национальная библиотека, в которой хранится более 25 млн. книг и манускриптов, в середине 90х годов регулярно подвергалась ограблениям. Самым заметным хищением стала кража, совершенная в 1994 году, когда было похищено 47 средневековых манускриптов на европейских языках и 45 китайских, монгольских, тибетских и древнееврейских манускриптов, общая стоимость которых составила $300 млн.
Преступление было организовано бывшим заведующим отдела редких рукописей, эмигрировавшим за некоторое время до этого в Израиль. Совместная операция правоохранительных органов России и Израиля привела к аресту более десятка человек в обеих странах и возвращение манускриптов законному владельцу до того, как они покинули пределы России.
Большинство похищенных книг посылаются за границу на продажу. В 1995 году из национальной библиотеки была украдена книга Джона Джеймса Одюбона (John James Audubon's) "Птицы Америки", оцениваемая в $4 млн., которая затем появилась в берлинском офисе аукциона Кристи, откуда в конце концов она была возвращена в Россию.
Представители правоохранительных органов Санкт-Петербурга, в недрах которых создано специальное подразделение по борьбе с хищениями предметов искусства, представляющих художественную ценность, утверждают, что в настоящее время в этой области раскрывается практически половина краж. Это большое достижение по сравнению с 1992 годом, когда раскрывалось только 13% таких краж. По словам компетентных органов, возвращено практически все ценное из украденных за последнее десятилетие произведений искусства, а виновные в совершении краж посажены за решетку.
"Ни один музей мира не может дать 100% гарантий против хищений произведений искусства, получается, что мы все время вынуждены бороться против непредвиденных бедствий, - говорит доктор Пиотровский. - Да, похоже, что сейчас им удалось достичь своего, мы потерпели поражение. Но мы все равно будем продолжать работать в направлении увеличения безопасности музейных экспонатов".