Впервые опубликовано эмоциональное сообщение о том, что Хрущев предостерег китайского генсека от плевков в свою сторону, а Мао Цзэдун (Mao Zedong) назвал советских лидеров "оппортунистами".
Полный текст бурной встречи лидеров двух коммунистических стран-гигантов показывает, насколько ожесточенно они ссорились, когда 40 лет назад распался советско-китайский альянс.
Теперь Китай готовится импортировать нефть из Сибири, а также все больше полагается на поставки российского вооружения. Экскурс в историю показывает, что отношения должны строиться на другой основе.
Переломный момент наступил 2 октября 1959 года в Пекине, куда Хрущев прибыл непосредственно с исторической встречи в Кэмп-Дэвиде с президентом США Дуайтом Эйзенхауером (Dwight Eisenhower).
Ослабление напряженности в отношениях с США
Советский лидер подозревал, что недавний инцидент на китайско-индийской границе спровоцирован с целью срыва его усилий достичь ослабления напряженности в отношениях с США.
"Зачем Вам надо было убивать людей на границе с Индией?" - спросил он. Не без сарказма проигнорировав ответ Пекина, смысл которого состоял в том, что индусы начали стрельбу первыми, Хрущев прокомментировал его: "Да, конечно, они (индийские солдаты) начали стрелять, и сами же себя поубивали".
Когда бывший генерал и министр обороны Китая Чен Йи (Chen Yi) удостоенный почетного звания маршала, вмешался в спор, Хрущев пришел в ярость.
"Посмотрите на этого левого, - воскликнул он, - смотри, товарищ Чен Йи, если ты будешь [и дальше] так клониться влево, то можешь закончить тем, что повернешь вправо".
Чен Йи продолжал гнуть свое и ответил Хрущеву: "Я не боюсь Вашей ярости".
На это Хрущев резко ответил: "Не надо плевать с высоты своего маршальского звания. Слюны не хватит".
Воодушевленный теплым приемом в США, Хрущев не смог понять, что Пекин боится остаться в изоляции от обеих примирившихся супердержав. Мао был сильно задет утверждением советского превосходства над Китаем, которое он квалифицировал как недопустимое поведение "отца по отношению к сыну". Он также обвинял СССР в отказе от коммунистических принципов. "Для Вас есть только один ярлык, Вы - оппортунисты", - сказал он Хрущеву. Затем он пожаловался на то, что декларация советской стороны о нейтралитете в отношении конфликта на китайско-индийской границе "осчастливила всех империалистов".
Советский протокол этого печального спора будет опубликован в бюллетене международного исторического проекта по изучению "холодной войны" в Вашингтоне. Директор проекта Кристиан Остерманн (Christian Ostermann) называет его одним из важнейших доступных нам документов советской эпохи. Он позволяет сегодняшним читателям увидеть первые "трещины раскола советско-китайских отношений ".
С обычной своей бестактностью Хрущев начал встречу в 1959 году, передав требования американцев освободить шестерых американских граждан, арестованных китайцами по подозрению в шпионаже. Переводчики обратили внимание, что Мао был заметно разозлен.
Это была последняя встреча двух лидеров до того, как раскол в советско-китайских отношениях стал явным в 1963 году. Китай обвинил Советский Союз в отказе помочь ему стать ядерной державой и в том, что тот продался "американскому империализму". Советский Союз стал утверждать, что Мао хочет спровоцировать ядерную войну.
Отношения нормализовались только после распада Советского Союза. Сейчас Китай приобретает преимущественно российские системы вооружений. Достигнуто соглашение о проведении нефтепровода из Сибири в Китай.
Китайские эксперты по внешней политике утверждают, что сегодняшние отношения с Россией строятся на совсем иной основе. "Никто из нас не хочет быть сверхдержавой, - сказал один из них, - мы извлекли уроки из своих прежних ошибок".